Упоминание о тульском прянике встречается еще в XVII веке, вологодское масло появилось благодаря семье Верещагиных, а винокуренные заводы Массандры заложили при Льве Голицыне. Какие гастробренды родились еще в царской и имперской России, но любимы до сих пор — узнайте из материала портала «Культура.РФ».
Вина Массандры
Промышленное виноделие в крымском поселении Массандра началось в 1830-е годы благодаря графу Михаилу Воронцову. Он приобретал виноградные лозы во Франции, Испании, Греции, Германии и высаживал в своих имениях на Южном берегу Крыма. Вскоре открыл там первый в Крыму винокуренный завод. Его продукцию в 1837 году высоко оценил император Николай I.
Семен Юрьевич. «Дорожные письма»Государь не может надивиться и довольно нарадоваться переменам, произошедшим с Крымом, со времени его путешествия в 1816 году. …Теперь по всему Крыму по долинам везде виноградники, а южный берег весь засажен виноградными лозами и производит вина на миллионы рублей. <…> Крым скоро заставит забыть, что есть Шампань и Бордо.
В 1889 году имение Массандра выкупило Удельное ведомство, которое занималось императорскими угодьями в Крыму. Так Массандра попала под опеку Александра III и Николая II. И в 1891 году главным виноделом двора стал князь Лев Голицын, которого прозвали отцом отечественного виноделия. В 1894 году при нем заложили Главный Массандровский подвал — именно эта дата до сих пор изображается на винах комбината «Массандра» как год основания. Его проект разработал архитектор Адам Дитрих.
В 1898 году завод достроили. Передовой для того времени погреб состоял из башни с запасным резервуаром и семи тоннелей длиной около 150 метров, расположенных веерообразно. Они позволяли при оптимальной температуре много лет выдерживать вина «Массандра» — «Мадера», «Мускат белый», «Портвейн красный», «Кефесия», «Мускат черный», «Токай».
Кавказские минеральные воды
В 1717 году Петр I отправил немецкого лейб-медика Готлиба Шобера исследовать Северный Кавказ. А в 1803 году Александр I издал рескрипт «О признании государственного значения Кавказских Минеральных Вод и необходимости их устройства», и началось масштабное освоение этого региона.
На месте бывших военных крепостей отстраивали города: Пятигорск, Кисловодск, Железноводск. Открытые источники горячих и холодных вод подробно изучали, строили деревянные и каменные ванны, оборудовали лечебницы, куда сначала отправляли солдат и раненых.
Минеральную воду пили в специальных павильонах и галереях, которые возводили рядом с источниками. В селения поблизости ее развозили в глиняных кувшинах или деревянных бочках, но она быстро «выдыхалась». При наместнике Кавказа Михаиле Воронцове минеральную воду стали разливать в герметичные стеклянные бутылки и вывозить за пределы региона.
В 1871 году открылась первая Разливная ессентукских вод. Добывали ее на 23 источниках, которые в 1825 году описал доктор медицины Александр Нелюбин. Особо ценный минеральный состав был у 4,17 и 20 скважин. В 1911 году там построили завод и большой склад по розливу минеральной воды «Ессентуки».
В 1894 году начали промышленный розлив «Нарзана» в Кисловодске. По старинной кавказской легенде воду в источнике называли «Нарт-санэ» — «напиток нартов», или «богатырь-вода». В 1900 году там построили здание завода, на котором за год выпускали больше миллиона бутылок.
Автор: Татьяна Григорьева