Найти тему
Порцелиновый фан

Загадки одинаковых сервизов от фирм "Colditz" и "Freiberger".

Эта статья будет краткой, и, что называется, не для всех (интересна, пожалуй, она будет лишь для молодых собирателей фарфора (молодых - не в смысле, юных)).

Всегда у собирателя наступает такой момент, когда он, внимательно отслеживая и определяя "на глаз" клейма разных производителей, умело различая их по годам, вдруг перестаёт понимать, что происходит. На известном сервизе известной марки, который стоит у него в буфете, клеймо одного известного завода, а на точно таком же сервизе в точно такой же росписи, что выставлен сию минуту на какой-нибудь интернет-барахолке, он видит клеймо другого завода (но тоже известного производителя!). Что за чертовщина!? Где здесь подделка? Или логика?

Успокою: в 99,9% случаев никакой подделки нет. Хотя бы потому, что за фарфоровые сервизы (особенно - за ширпотреб) никто космических цен (хотя бы в тысячи долларов) не запрашивает, а фарфоровое производство - дело слишком муторное и затратное, чтобы заниматься подделкой и так с трудом продаваемого товара.

Тогда включается чистое любопытство: а почему же так случилось? Что произошло?

А произойти, друзья, могло всё, что угодно. И где угодно. Например, переуступка (продажа под другим брендом) данного конкретного изделия (или набора, или сервиза) одного завода другому. Или поглощение одной фирмы другой (тогда и клейма меняются). Или если творец (художник, скульптор) продал патент на производство своей скульптуры (статуэтки) одному заводу без возможности эксклюзивного выпуска. Тогда он может продать возможность выпуска данной же статуэтки и другому, и третьему заводу. Точно также, как автор пьесы продаёт возможность постановки своего творения сразу нескольким театрам. Или автор книги - нескольким издательствам (правда, последнее теперь практически невозможно - с учётом сверхмонополизма издательского дела с одной стороны, с другой - из-за резкого падения спроса на информацию, выпущенную на бумажных носителях).

И тогда, например, оказывается, что всем известная статуэтка "Алёнушка" (по "Малахитовой шкатулке" П.П. Бажова) выпускалась в СССР одновременно(!!!) как минимум, на трёх заводах: в Дулёво, в ленинградском ГИКИ (ЛЗФИ, ЛОЗ) и в Минске!

А тот же хорошо знакомый собирателям "Клоун" С.М. Орлова выпускался не только в Вербилках, но в том же ГИКИ! А некоторые статуэтки из серии "Цирк" того же Орлова выпускались даже на Украине - в Полонном (Полонне). И в Вербилках, естественно.

Ещё одна вещица массового спроса - вербилковская маслёнка\шкатулка "Помидор" (некоторые до хрипоты спорят: всё-таки это помидор или же иной какой плод, типа тыквы? - а один товарищ считает, что это точно хурма (и приводит аргументы, с которыми не поспоришь!)) производилась несколькими предприятиями с разным крытьём (красное и жёлтое - в Вербилках, зелёное - в "Пролетарии").

Да, в отличие от статуэток, с сервизами подобное происходит нечасто. Но случалось, и даже в СССР. Например, когда два разных керамических производства в Риге слились в единый завод (1963-й год), естественно, вся номенклатура изделий стала выпускаться под новым единым клеймом.

Так чего же удивляться, что подобные перипетии случались и в других странах, пусть и "народной демократии", таких, как ГДР (В "не народной" ФРГ, кстати, бывало то же, и даже чаще!)?

В галерее ниже представлен предмет (сахарница) со всем известным клеймом "Кольдиц" ("Colditz")...

Вот приблизительно так выглядят остальные предметы сервиза...

Чтобы не было вопросов, предлагаю ознакомиться с несколькими клеймами фирмы "Кольдиц" (Colditz) из ГДР...

Однако точно такой же сервиз иногда выставляется на продажу с клеймом "Freiberger". К сожалению, на сегодняшний день фото не отыскал, но как только - так сразу...

Вот ещё один сервиз, называется "Астры", широко известный в СССР с шестидесятых годов, благодаря поставкам большими тиражами. Там есть фото с клеймом, похожим на клеймо "Кольдиц", и с клеймом с надписью "Freiberger". Смотрим.

И сразу всё становится непонятным. До тех пор, пока не находим вот это...

Судя по клеймам, поглотил всё же "Freiberger".

Основными клеймами, часто встречающимися на территории бывшего СССР: первое, второе и четвёртое клейма верхнего ряда. Причём надпись "Freiberg" со второго клейма почти всегда сливается до степени нечитаемости. Фото взято из свободного доступа в интернете.  Как я вижу. Второе клеймо сверху - переплетение литер "f" и "P" (т.е. "Freiberger Porzellan"). Четвёртое клеймо сверху - последовательное слитное написание литер "С" и "P" (т.е. "Colditz Porzellan").
Основными клеймами, часто встречающимися на территории бывшего СССР: первое, второе и четвёртое клейма верхнего ряда. Причём надпись "Freiberg" со второго клейма почти всегда сливается до степени нечитаемости. Фото взято из свободного доступа в интернете. Как я вижу. Второе клеймо сверху - переплетение литер "f" и "P" (т.е. "Freiberger Porzellan"). Четвёртое клеймо сверху - последовательное слитное написание литер "С" и "P" (т.е. "Colditz Porzellan").

Долго соловьём заливаться не буду, просто запомните: если вам понравился некий винтажный немецкий сервиз, но продаётся он с разными клеймами - если хочется купить, покупайте, какой хотите. Там нечего подделывать - это не сверхэлитный фарфор.

Друзья, это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.

Еда
6,93 млн интересуются