Доброго времени суток, уважаемые читатели!
Ну что, очередная Масленица на носу...
Сегодня я предлагаю ознакомиться с тем, как описывают данный праздник и главный его атрибут профессиональные исследователи славянской старины.
Вот что пишут про Масленицу в совместной статье доктора филологических наук Татьяна Алексеевна Толстая и Анна Аркадьевна Плотникова:
Масленица – неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в календаре зиму и весну. Широко отмечалась у русских, западных славян и южных славян-католиков, менее широко – у православных южных славян и очень скромно – на Украине и в Белоруссии.
Дети и молодёжь выходили на катальные горы с блинами «встречать Масленицу», веселились, катались с гор. Основной едой на Масленицу были блины (помимо молочных продуктов и рыбы). Первый блин обычно предназначали умершим: его клали на божницу или слуховое окошко – «для родительских душ», а иногда отдавали нищим также на «помин души».
На Масленицу устраивали своеобразные смотрины молодожёнов: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, «зарывали» в снег или осыпали снегом; когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им «целовник» или «целовальник», т. е. когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Молодожёнов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить не в санях, а на бороне.
Парней и девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года (не выполнивших своего жизненного предназначения), наказывали. На Украине, в южнорусских областях и у поляков, а также у словенцев и отчасти хорватов парню или девушке к ноге привязывали «колодку»: кусок дерева, ветку, ленту и заставляли некоторое время ходить с ней. Чтобы отвязать колодку, наказанные откупались деньгами или угощением.
На Масленицу совершались продуцирующие обряды, направленные на усиление роста культурных растений. Чтобы лён и конопля выросли «долгими» (высокими), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели.
Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье: заговенье перед началом Великого поста. В России и у православных южных славян этот день называли Прощёным воскресеньем (макед., болг. Проштени поклади), когда близкие люди просили друг у друга прощение за все причинённые им обиды и неприятности; у русских было принято по вечерам посещать кладбища и «прощаться» с умершими. Основным эпизодом последнего дня были «проводы Масленицы», нередко сопровождаемые возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика-пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
У западных и южных славян (словенцев и хорватов) русской «Масленице» соответствовали «Запуст», «Менсопуст», «Пуст», «Фашник» и некоторые другие персонажи-чучела, «проводами» которых завершалась масленичная неделя (в конце обряда их сжигали, закапывали в землю, бросали в реку, колодец, море, «вешали»). Всем южным славянам известны обычаи маскарадных игр на Масленицу с ряжением в животных, имитацией свадьбы (с персонажами «баба» и «дед»), что, как правило, сопровождалось юмористическими сценками и эротическими шутками. Традиция устраивать карнавальные и маскарадные шествия усиливается по мере продвижения на запад южнославянского ареала (адриатическое побережье Черногории, Босния, Хорватия, Словения). В западных южнославянских областях, как и у западных славян, на Масленицу широко известны и зооморфные маски («козёл», «бык», «медведь», «верблюд», различные птичьи маски). Ряжение в животных есть ритуальный способ обеспечения плодородия и урожая с помощью животворной силы, что составляет доминанту всей масленичной обрядности.
Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял главным образом в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали всякое старьё: лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные.
А вот что пишет про блины доктор филологических наук Александр Викторович Гура:
Блины – блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т. п. Особое значение в обрядах имеет горячий, первый блин и блин, испечённый последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях – солёный блин.
В день погребения на стол ставят кипу блинов: старший из присутствующих мужчин разламывает первый блин и кладёт на окно для покойника. На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питалась душа умершего. Блин иногда кладут на грудь умершему, в гроб, на могилу. Блинами поминают на могиле, а остатки отдают нищим странникам. На следующий день носят завтрак покойному, тоже оставляя блины на могиле. Блины пекут на девятый, на сороковой день и в последующие поминальные дни, а также в календарные поминальные («родительские») праздники. Считалось, что кто печёт блины на поминки, печётся о насыщении души умершего. Поминальные блины разносят по домам, приносят на могилу, в церковь, раздают нищим. В Белоруссии блины пекут на «деды», чтоб «дедам» (предкам) «пара пошла». Блины используют и как оберег от мёртвых, которые часто являются во сне. Для этого с горячим блином садятся на порог и приглашают к себе умерших обедать.
Блины на Масленицу – повсеместное угощение, главным образом у русских. Первый блин посвящают Власию или умершим. Его кладут «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или могилу, дают нищим в память о предках или съедают за упокой усопших. В Прощёное воскресенье или в субботу идут с блинами на кладбище «прощаться с родителями». В обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу Масленицы. Блины пекут также на Вознесение. Их называют «Христу онучи», «Христовы (или „Божьи“) онучи». Их пекут на счастье, берут с собой в поле. Наряду с другими видами хлеба блины пекут и на Рождество. Первый блин в Сочельник дают овцам – от мора, скоту отдают остатки блинов и рождественской кутьи. Под Рождество хозяин с кутьёй и блинами выходит звать мороз на ужин.
Разнообразно использование блинов на свадьбе. Угощение блинами накануне свадьбы сопровождается в некоторых местах символическими «похоронами» невесты или упоминанием покойника. Невеста в это время должна как бы «умереть» как девушка, чтобы потом «воскреснуть» в новом качестве. После брачной ночи молодых кормят блинами, устраивают «блинный стол», мать невесты присылает блины к выходу молодых из бани. Повсеместно у русских тёща угощает зятя блинами в конце свадьбы. Во время угощения невеста старается вырвать у жениха первый блин, чтобы получить власть над мужем. По способу поедания женихом блинов судили о девственности невесты: если она оказывалась «нечестной», жених ломал блин, прокусывал у него середину, откладывал взятый блин и больше не ел, дарил тёще дырявый блин или клал на блин не целый рубль, а мелочь, если молодая «не цела».
С блинами девушки гадают о замужестве, чаще всего на святки (обычно для этого используют первый или солёный блин, от которого откусывают все гадальщицы): с блином под мышкой, за пазухой или на голове выбегают или выезжают на кочерге на улицу и дают его первому встречному мужчине, узнавая его имя; оставляют его на перекрестке «жениху на вечеринку»; наступив на него ногой, слушают на мусорной куче: откуда залает собака, оттуда ожидается жених, и т. п.
Символика блинов в фольклоре, как и в обрядах, связывает их со смертью и с небом как с иным миром. Так, в сказке старик лезет на небо и видит там избушку из блинов. В сказке солнце на небе печёт на себе блины (ср. украинскую пословицу: «Вона своïм носом чує, як на Небi млинцi печуть»). В подблюдных песнях блины предвещают смерть (смерть несёт блины на блюде).
Материал взят из книги «Славянская мифология: энциклопедический словарь».
Также рекомендую ознакомиться с моими прошлогодними заметками
В нижеприведённой статье мы узнаем, что такое комоедица и правомерно ли отождествлять комоедицу и Масленицу, рассмотрим наиболее известные научные теории касательно происхождения Масленицы, затем я приведу своё скромное мнение и отвечу на актуальный для некоторых вопрос: следует ли современному славянскому язычнику отмечать всю вот эту вот общепринятую Масленицу.
Однажды я сделал любопытное для себя наблюдение. На поминках родственников я бывал не сказать, чтобы редко (и как-то так получилось, что в одном и том же кафе; наверное, в нашем городе традиция такая – заказывать проведение поминок именно там), и всякий раз на этом невесёлом мероприятии подавали блины. Я как-то раз удивился: мол, символ солнца, масленичный атрибут (тогда я думал, что Масленица – чисто солярный праздник) – и на поминках. Возмутился, наверное, даже где-то в глубине души немного – уж как-то не вяжется солнечная атрибутика с душами мёртвых.
А вот действительно ли блин – символ солнца, откуда пошло это утверждение и когда сформировалось?
Об этом (а ещё о функции блинов как поминального блюда) – в нижеприведённой статье.