Найти в Дзене
В гости к бабушке Европе

«А вот я её спрашиваю!»: почему бесполезно адресовать официантам возмущение дороговизной ресторана

Во время недавней поездки в Кострому я ужинала в одном из местных ресторанов и наблюдала интересную картину – мой вечер «сделал», можно сказать, мужчина за соседним столиком. Я ужинала одна, из развлечений при мне был только смартфон с соцсетями, так что можно было и по сторонам поглазеть да послушать… Мужчина, значит-с, выпивал с другом по видеосвязи: разместил планшет на столе, воткнул в уши наушники и начал задушевную беседу. Справедливости ради, в ресторане было малолюдно, наверное, он никому особо не мешал, но… короче, я всё прекрасно слышала. Главной темой беседы стало сетование на московскую дороговизну.

– Вот я на Ярославском вокзале сел в кафе покушать (ах, как прекрасно звучит это трогательное «покушать» из уст мощного мужика! – прим. автора). Ничего особенного, взял шпикачку, крабовый салат и зелёный чай. Знаешь, сколько насчитали?! 850 рублей!

После этого мужчина ещё несколько раз и в нескольких сюжетах поведал о том, какие дикие в Москве цены, но снова и снова он возвращался к этой несчастной шпикачке – видать, она произвела неизгладимое впечатление.

– Официантка приносит счёт: ну ёлки-палки, 850 рублей! За шпикачку – почти 400! А вот я её спрашиваю: вы знаете, сколько стоит такая шпикачка в "Пятёрочке"?! Молчит, пожимает плечами! А я снова спрашиваю: вы считаете, это нормально, такие цены ставить?!

Вот тут уж мне стало резко неприятно.:( Не из-за жалоб на дороговизну, конечно. Отношения с деньгами у каждого свои, для кого-то пресловутые 850 рублей – это много, для кого-то мало... Дело не в этом. Просто претензии – пусть даже совершенно справедливые! – нужно направлять по адресу, а не тому, что кто ближе стоит.

Фото не моё, но подозреваю, что сцена выглядела примерно так.:(
Фото не моё, но подозреваю, что сцена выглядела примерно так.:(

Кто б спорил: Москва – дорогой город, а рестораны на вокзалах и в аэропортах зачастую задирают цены и вовсе бессовестно. Но официантка-то тут при чем? Не она же цены устанавливает!

Допустим, она сама считает, что так задирать цены – это ненормально. И что? Женщина должна уволиться из этого ресторана в знак протеста? Или вам станет легче, если вместе с официантом вы поохаете над завышенной ценой тех самых колбасок? Кстати, работа официантом – далеко не самая высокооплачиваемая, так что легко предположить, что официанту и самому не по карману обед на Ярославском вокзале.

Кстати, похожие сцены я пару раз наблюдала в магазинах, где покупатели считали необходимым высказать продавцу возмущение ценой товара: мол, это же просто тряпочка, вы считаете, нормально просить за неё 10 тысяч рублей?! А эти туфельки что, хрустальные?! У вас вообще совесть есть?! Ровно та же история: совесть-то у продавца наверняка есть, а вот возможности самому покупать товары бренда-работодателя может и не быть – см.выше: это не самая высокооплачиваемая должность.

Да-да, я знаю: официант и продавец – это лицо бренда, они обязаны принимать на себя весь удар общения с клиентами, должны быть стрессоустойчивыми... ну хорошо! Предлагаю маленькое простое упражнение! Представьте себя на своём рабочем месте – неважно, где и кем вы работаете! – и представьте, что именно на вас возложат ответственность за всю деятельность вашей компании и потребуют немедленно объясниться. Скажем, вы проводник в поезде? Готовьтесь выслушать претензии: почему билет на поезд стоит так дорого?! Вы преподаватель в музыкальной школе? Отчитайтесь, почему в концертном зале недостаточная акустика! Вы работаете кассиром в метро? Я вас поздравляю: 1 января каждый сочтёт своим долгом возмутиться очередным повышением цен на проезд. У вас вообще совесть есть?!

Я работаю журналистом, и у меня за плечами – 10 лет в ежедневных изданиях. Бывало всякое: например, надуманные инфоповоды или темы материалов, которые я сама считала сомнительными. И бывали собеседники-спикеры, которые считали своим долгом высказать неудовольствие. Обычно я мило отшучиваюсь, но пару раз срывалась и флегматично говорила:

– Да, Иван Иваныч, я с вами абсолютно согласна. Вопрос дурацкий, тема ещё глупее, а я и мои коллеги – дрессированные обезьяны, которые выполняют указания начальства. Ну вот такая у нас работа, простите. И всё-таки что вы можете ответить на мой вопрос?

Вот тут ровно то же самое – ну скажет вам официантка что-то вроде: «Да, я с вами абсолютно согласна, цены в нашем ресторане неприличные». Легче станет? Официантке – возможно, а вот клиенту вряд ли.

Исключение: случаи, когда продавец или официант в небольшом заведении – одновременно владелец, и вам это известно. Тогда можно спросить – только вежливо! – как формируется цена. Вполне возможно, что вам дадут исчерпывающий ответ.

Вы всё ещё недовольны? Попробуйте обратиться в ФАС, Роспотребнадзор, Общество по защите прав потребителей или ещё куда-нибудь. Только не к официантам и не к продавцам: это не их сфера ответственности.:)

Согласны? Делитесь мнениями в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: