Как гласит аксиома №1, Никто Никого Никогда Ничему Не Учит. В общепите, имеется в виду.
Однако есть поправка: иногда всё-таки предпринимают попытки учить, но выходит так, что лучше бы не учили.
Коллега мой работал в одном из самых известных заведений города Санкт-Петербург. Не гастрономическая столица России, конечно, плюс очень и очень молодой город, буквально подросток, но приличные столовые всё же попадаются, попадаются.
Одна из таких и стала местом работы моего коллеги. Называть не буду, хотя канал и был изначально задуман для того, чтоб выдавать тайны и секреты общепита, всю изнанку, весь сор и грязное бельё мира ресторанов, но нельзя же вот так голословно объявлять, что владелица известного питерского ресторана теахюн ниакок и что это якобы всем там известно. В городе Санкт-Петербург, как я понял, это не считается зазорным, всё-таки ниакок - это не замечательное кофе капучино с корицей погорячее, вот это можно в самом деле только запершись в туалете и пока никто не видит.
Когда мой коллега проходил стажировку, ему, помимо прочего, скинули файл с шаблонами так называемой "отработки возражений". Сейчас поймёте, о чём речь.
Отдельное спасибо коллеге, что поделился этим забавным скриптом со мной, я привожу здесь отрывок со своими комментариями.
Ситуация первая.
Что говорит гость:
Я совсем не голоден.
Что, по мнению руководства ресторана, должен на это ответить официант:
Могу я порекомендовать Вам что-то легкое, но способное порадовать Ваши вкусовые рецепторы оригинальным вкусовым сочетанием?
По-моему, это отличный текст для нашенской отечественной тутошней рекламы, которую все спешат пропустить. "Наш йогурт порадует Ваши вкусовые рецепторы оригинальным вкусовым сочетанием" - после этих слов так хочется купить йогурт, так хочется порадовать свои вкусовые рецепторы оригинальным вкусовым сочетанием.
Вы можете себе представить официанта или, наоборот, человека, который в самом деле так разговаривает?
Ситуация вторая.
Что говорит гость:
Я не хочу пить.
Что, по мнению руководства ресторана, должен на это ответить официант:
А я как раз хотел порекомендовать Вам напиток (вино, коктейль), который составляет идеальную пару данному блюду и позволяет раскрыть все его вкусовые грани.
По-моему, если человек говорит, что не хочет пить, самое логичное, что можно сделать - предложить ему что-нибудь попить.
Главное, чтобы это могло порадовать его вкусовые рецепторы оригинальным вкусовым сочетанием, потому что если напиток не порадует его вкусовые рецепторы оригинальным вкусовым сочетанием - тогда, получается, он уйдёт, не порадовав свои вкусовые рецепторы оригинальным вкусовым сочетанием, а надо, чтобы гость порадовал свои вкусовые рецепторы оригинальным вкусовым сочетанием.
Ситуация третья.
Что говорит гость:
Я наелся, больше ничего не хочу!
Что, по мнению руководства ресторана, должен на это ответить официант:
Тогда могу я предложить Вам дижестив или кофе? Один шот крепкого - того или другого - положительно сказывается на пищеварении и позволяет избавиться от тяжести после еды.
На удивление здравый шаблон. Действительно, если человек чувствует, что объелся, лучшее, что можно сделать - выпить эспрессо или маленькую рюмку дижестива, это действительно помогает избавиться от тяжести и потворствует пищеварению. Увы, 99,99% соотечественников склонны заливать полный желудок чашкой лактозно-казеиновой бурды, после чего жалуются, что "переели".
Слишком здравая мысль, чтобы её мог изложить управляющий. И написано человеческим языком, обратите внимание, ни слова о том, что шот крепкого порадует вкусовые рецепторы оригинальным вкусовым сочетанием.
Подозреваю, что эту часть доверили написать официанту, тот выдал в самом деле хороший совет, после чего начальники посмотрели, что он там такое пишет, закричали да что ж такое, оттолкнули и решили дальше сами, потому что он нам щас тут понапишет здравые вещи и грамотным языком, а это никуда не годится.
Ситуация четвёртая.
Что говорит гость:
Я на кетодиете (любой другой), не могу подобрать ничего из вашего меню.
Что, по мнению руководства ресторана, должен на это ответить официант:
В нашем меню есть несколько позиций, подходящих для поклонников кето. Кроме того, многие блюда позволяют убрать из них углеводные составляющие, сделать их максимально подходящими для кето.
По опыту: если гостья говорит, что она на кето - это не означает, что она на кето. Это означает, что она говорит, что она на кето.
Если гостья говорит, что ест только безглютеновый хлеб - ничего удивительного в том, что завтра она будет есть пшеничный хлеб. Потому что то, что она говорит, что ест только безглютеновый хлеб, не означает, что она ест только безглютеновый хлеб; это означает, что она говорит, что ест только безглютеновый хлеб.
Тем более - сейчас почему-то ужасно модно хоть что-то да не есть. Это раньше, в дикие пещерные времена, десять лет назад, люди могли хвастать тем, что у них со здоровьем полный порядок, что желудок камни может переваривать, что они ели в этой жизни всё, пробовали самое разное - и самое изысканное, и самое странное.
Сейчас понтуются тем, сколько всего не едят: хлеб не ем, грибы не ем, бананы не ем, лосось не ем, креветки не ем, мясо ем, но только если не "Мираторг", не "Черкизово", не "Агросила", не "Русагро", не "Праймбиф"...
Ситуация пятая.
Что говорит гость:
У вас все дорого.
Что, по мнению руководства ресторана, должен на это ответить официант
Наши цены средние по Петербургу среди демократичных заведений с авторской кухней. Кроме того, мы готовим только из свежих фермерских продуктов от поставщиков, которых выбираем с особенной тщательностью.
...потому что если продукты не могут порадовать Ваши вкусовые рецепторы оригинальным вкусовым сочетанием - ну это не дело.