Найти тему
Андрей Мятиев

Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х - начала 30-х годов - из коллекции Веломузея.

Представляю вашему вниманию вторую публикацию, посвященную комплектам велосипедного электрического освещения производства знаменитой немецкой компании Robert Bosch A.G. В коллекции Веломузея продукция этой фирмы представлена достаточно широко, что позволяет детально проследить эволюцию конструкции и дизайна фонарей и динамо-машин 1920-40-х годов. В этой статье я покажу несколько вариантов фар и «динамок» Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов. Компания Robert Bosch A.G. параллельно выпускала несколько моделей фонарей, отличавшихся друг от друга формой, способом крепления к велосипеду, конфигурацией рефлектора и формой стекла. Что называется, «товар на любой вкус и кошелек». Фары существовали двух основных типов – с питанием только от динамо-машины и с универсальным питанием – от динамо или от сухой батареи, которая размещалась внутри корпуса фонаря. Крепления фар также были различны, хотя и рассчитаны на монтаж на стандартные фонарные крюки. Простое жесткое крепление использовалось наряду с подпружиненным пантографом, перешедшим «в наследство» от керосиновых, свечных и ацетиленовых фонарей. Если на лампах, освещавших путь открытым огнем, амортизатор предохранял от тряски и возможного потухания, то на электрических фонарях смысл этой конструкции терялся, оставаясь скорее данью привычной конструктивной традиции.

Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Динамо-машины серий WB и WD имели более надежную конструкцию, нежели первая модель W1, особенно это касалось крепления устройства. Также была введена более удобная в эксплуатации система передачи тока от динамо к фаре – если на первой модели провод был вмонтирован в корпус генератора, то на последующих он представлял из себя отдельную деталь, крепящуюся к источнику и потребителю тока контактной группой с винтовым зажимом. Это было удобно, так как при обрыве провода его можно легко заменить, не прибегая к разборке динамо-машины.

Динамо-машина крепится на правом пере передней вилки (или левом – задней) и имеет два положения – рабочее, когда ролик прижат внутренней пружиной к боковине шины и транспортное – когда генератор зафиксирован и не касается покрышки. Система передачи тока – однопроводная, вторым же является сам велосипед. Для обеспечения лучшего контакта на кронштейне динамо-машины был введен винт с острым концом, который необходимо закрутить так, чтобы он, проткнув краску, касался металла вилки. Дизайн велосипедных фонарей перекликался с внешним видом мотоциклетных и автомобильных фар и звуковых сигналов – те же бочкообразные и конические формы, те же характерные декоративные никелированные обручи с названием бренда – конструкторы и дизайнеры придерживались единого строгого фирменного стиля.

Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В коллекции Веломузея имеется инструкция по эксплуатации комплекта Bosch Rotodyne 1927 года на разных языках – немецком, французском, голландском, шведском и… русском! Заметьте – английского варианта нет! Из чего следует, что во времена НЭПа компания Robert Bosch A.G. рассматривала Советскую Россию в качестве одного из перспективных рынков для сбыта своей продукции. К слову, материалов о присутствии немецких производителей на велосипедном рынке СССР в 1920-х годах, у меня накопилось немало и когда-нибудь придется написать статью по этой теме. ;-)

Русскоязычная инструкция по эксплуатации "Велосвета Бош" 1927 года издания из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Русскоязычная инструкция по эксплуатации "Велосвета Бош" 1927 года издания из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Публикации, посвященные "Вело-свету Бош" можно прочитать здесь:

И другим электрическим фонарям из коллекции Веломузея:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.