Представляю вашему вниманию вторую публикацию, посвященную комплектам велосипедного электрического освещения производства знаменитой немецкой компании Robert Bosch A.G. В коллекции Веломузея продукция этой фирмы представлена достаточно широко, что позволяет детально проследить эволюцию конструкции и дизайна фонарей и динамо-машин 1920-40-х годов. В этой статье я покажу несколько вариантов фар и «динамок» Bosch Rotodyne конца 1920-х – начала 1930-х годов. Компания Robert Bosch A.G. параллельно выпускала несколько моделей фонарей, отличавшихся друг от друга формой, способом крепления к велосипеду, конфигурацией рефлектора и формой стекла. Что называется, «товар на любой вкус и кошелек». Фары существовали двух основных типов – с питанием только от динамо-машины и с универсальным питанием – от динамо или от сухой батареи, которая размещалась внутри корпуса фонаря. Крепления фар также были различны, хотя и рассчитаны на монтаж на стандартные фонарные крюки. Простое жесткое крепление использовалось наряду с подпружиненным пантографом, перешедшим «в наследство» от керосиновых, свечных и ацетиленовых фонарей. Если на лампах, освещавших путь открытым огнем, амортизатор предохранял от тряски и возможного потухания, то на электрических фонарях смысл этой конструкции терялся, оставаясь скорее данью привычной конструктивной традиции.
Динамо-машины серий WB и WD имели более надежную конструкцию, нежели первая модель W1, особенно это касалось крепления устройства. Также была введена более удобная в эксплуатации система передачи тока от динамо к фаре – если на первой модели провод был вмонтирован в корпус генератора, то на последующих он представлял из себя отдельную деталь, крепящуюся к источнику и потребителю тока контактной группой с винтовым зажимом. Это было удобно, так как при обрыве провода его можно легко заменить, не прибегая к разборке динамо-машины.
Динамо-машина крепится на правом пере передней вилки (или левом – задней) и имеет два положения – рабочее, когда ролик прижат внутренней пружиной к боковине шины и транспортное – когда генератор зафиксирован и не касается покрышки. Система передачи тока – однопроводная, вторым же является сам велосипед. Для обеспечения лучшего контакта на кронштейне динамо-машины был введен винт с острым концом, который необходимо закрутить так, чтобы он, проткнув краску, касался металла вилки. Дизайн велосипедных фонарей перекликался с внешним видом мотоциклетных и автомобильных фар и звуковых сигналов – те же бочкообразные и конические формы, те же характерные декоративные никелированные обручи с названием бренда – конструкторы и дизайнеры придерживались единого строгого фирменного стиля.
В коллекции Веломузея имеется инструкция по эксплуатации комплекта Bosch Rotodyne 1927 года на разных языках – немецком, французском, голландском, шведском и… русском! Заметьте – английского варианта нет! Из чего следует, что во времена НЭПа компания Robert Bosch A.G. рассматривала Советскую Россию в качестве одного из перспективных рынков для сбыта своей продукции. К слову, материалов о присутствии немецких производителей на велосипедном рынке СССР в 1920-х годах, у меня накопилось немало и когда-нибудь придется написать статью по этой теме. ;-)
Публикации, посвященные "Вело-свету Бош" можно прочитать здесь:
И другим электрическим фонарям из коллекции Веломузея: