В коллекции Веломузея имеется обширное собрание велосипедных фонарей различных типов – свечных, масляных, керосиновых, ацетиленовых и электрических. В этой публикации расскажу об одной из распространенных систем электрического освещения для велосипедов, состоявшей из динамо-машины с приводом от покрышки колеса и фары.
В каждой отрасли машиностроения есть свои признанные лидеры, которые производят большой ассортимент продукции, занимающей господствующее положение на рынке. В сегменте велосипедного электроосвещения таким лидером в Европе в 1920-40-х годах была знаменитая немецкая фирма Robert Bosch A.G. Основатель фирмы Роберт Бош сам был убежденным велосипедистом еще с 1880-х годов и хорошо понимал необходимость надежного и эффективного велосипедного освещения. Распространенные в 1890-1910-х годах масляные, свечные, керосиновые и ацетиленовые лампы имели ряд неизживаемых недостатков.
В 1923 году фирмой Robert Bosch начало производство велосипедных комплектов, состоявших из динамо-машины (генератора постоянного тока) и фары. Динамо-машина приводилась в движение роликом, прижимающимся к покрышке одного из колес (обычно, переднего). У динамо-машин такого типа были определенные недостатки – они хуже работали в сырую погоду и несколько тормозили вращение колеса, создавая дополнительное сопротивление, однако всегда давали необходимый велосипедисту свет. Система получила название Bosch Rotodyne. Новинка быстро стала популярной и получила большое распространение в мире, благодаря налаженной за годы функционирования фирмы международной системы реализации продукта – в основном, автомобильных и мотоциклетных компонентов. Комплекты Bosch Rotodyne непрерывно совершенствовались по мере выпуска, отличаясь дизайном, техническими характеристиками, но сохраняя свое первоклассное качество. В середине 1920-х появились фары с возможностью установки в них сухих стандартных батарей и переключателем, позволявшим пользоваться для питания лампы либо динамо-машиной, либо батарейкой, что повысило надежность системы и улучшило ее потребительские свойства. Дизайн велосипедных фонарей перекликался с внешним видом мотоциклетных и автомобильных фар и звуковых сигналов – те же бочкообразные и конические формы, те же характерные декоративные никелированные обручи с названием бренда – конструкторы и дизайнеры придерживались единого строгого фирменного стиля.
В коллекции Веломузея представлено множество разнообразных комплектов Bosch Rotodyne разных поколений и лет выпуска, позволяющих проследить эволюцию этой продукции за несколько десятилетий и составить четкое представление о развитии велосипедного электрического освещения в целом.
В этом обзоре представляю вам ранний вариант комплекта Bosch Rotodyne, состоящий из динамо-машины модели W1 и конической фары. Для доступа к лампе ободок, стекло и отражатель открываются на петле. Фара крепится на стандартный фонарный крюк, расположенный на верхней части штока передней вилки. Стекло плоское и имеет вытравленные на поверхности логотип и название производителя. Отражатель рифленый и покрыт серебрением. На рамке расположен никелированный декоративный ободок с именем фирмы. Динамо-машина крепится на правом пере передней вилки (или левом – задней) и имеет два положения – рабочее, когда ролик прижат внутренней пружиной к боковине шины и транспортное – когда генератор зафиксирован и не касается покрышки. Система передачи тока – однопроводная, вторым же является сам велосипед. Система оказалась настолько надежной, что все три имеющихся в коллекции Веломузея «динамки» такого типа до сих пор сохранили работоспособное состояние!
Посмотрите публикации, посвященные системам велосипедного освещения фирмы Bosch:
И другим электрическим фонарям из коллекции Веломузея: