Найти тему
Андрей Мятиев

Велосипедные фары и динамо-машины Bosch второй половины 1930-х - начала 40-х годов из коллекции Веломузея.

Вашему вниманию предлагается третья статья, посвященная электрическому велосипедному освещению Rotodyn немецкой фирмы Robert Bosch. На сей раз я покажу фары и динамо-машины второй половины 1930-х – начала 1940-х. Эти устройства стали классическими, а их конструкция и внешний вид с небольшими изменениями сохранялись в производстве на протяжении нескольких десятилетий.

Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Как и в предыдущие годы, велофары параллельно выпускались в нескольких модификациях – на любой вкус и кошелек, как говорится… С окрашенными и с хромированными корпусами и различными вариантами крепления. Кстати, именно с этого поколения фонарей компания Bosch окончательно отказалась от крепления на стандартный фонарный крюк, производя фары только с «хомутами», закрепляющими источник света на вертикальной трубе руля. Эту тенденцию массово подхватили и другие производители велосипедного освещения, в результате чего от фонарных крюков в штатной комплектации веломашин уже к началу 1940-х отошли почти все производители велосипедов.

Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В фаре имеется отсек для установки плоской батареи, а сверху размещается переключатель, обеспечивающий питание либо от динамо-машины, либо от сменной батарейки. Сухую гальваническую батарею типоразмера 3R12 создал немецкий изобретатель и предприниматель, основатель фирмы «Daimon» Пауль Шмидт (Paul Schmidt) в 1901 году. Он получил на нее международный патент и довольно быстро стандарт стал общеупотребительным. «Плоские» батарейки с напряжением 4,5 вольта использовались в основном в карманных фонарях, но производители велосипедных аксессуаров с 1920-х годов стали успешно применять этот распространенный источник тока в велосипедных фарах. Фирма Robert Bosch также начала производить велофары с двойным питанием (о ранних образцах такой продукции я рассказывал в предыдущей публикации).

Генератор выдавал напряжение 6 вольт и мощность до 3 ватт. При езде с высокой скоростью лампы могли перегорать – это было врожденным недостатком системы освещения от динамо-машины «бутылочного типа». В конструкции «динамок» этого поколения была заложена возможность приводить их в рабочее или транспортное положения ногой, не слезая с велосипеда. Для езды по грязной дороге можно было использовать специальный металлический кожух, защищающий ролик от загрязнения – он продавался отдельно, как аксессуар.

Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Фонарь имеет корпус конической формы, повторяющий очертания автомобильных и мотоциклетных фар того времени. Единство стиля своих продуктов компания Bosch блюла, как и прежде, хотя форма изменялась со временем. Сочетание строгого черного цвета с блестящими хромированными поверхностями по-прежнему было «визитной карточкой» продукции фирмы. В отражателе фары располагаются две лампочки – одна по центру, питаемая от динамо-машины и вторая - в верхней части, куда ток поступает от батарейки. Динамо при движении давало более яркий свет, нежели батарея, поэтому отражатель направлял луч света вдаль, а тусклый огонек от батарейки был сфокусирован вблизи.

Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Первую публикацию о велосипедном освещении Robert Bosch можно посмотреть здесь:

Стекло фары имеет своеобразную форму с двумя вертикальными «приливами» по бокам, обеспечивающую равномерное освещение дороги перед велосипедистом и луч света, направленный вдаль.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедные фары и динамо-машины Bosch Rotodyne второй половины 1930-х – начала 1940-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Инструкция по использованию велосипедных фар и динамо-машин Bosch Rotodyne 1940 года издания из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Инструкция по использованию велосипедных фар и динамо-машин Bosch Rotodyne 1940 года издания из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Инструкция по использованию велосипедных фар и динамо-машин Bosch Rotodyne 1940 года издания из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Инструкция по использованию велосипедных фар и динамо-машин Bosch Rotodyne 1940 года издания из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.