Представляю вашему вниманию необычный предмет из собрания велосипедного освещения, хранящегося в коллекции Веломузея – это устройство, объединяющее в себе фонарь и динамо-машину. Как правило, подобные велосипедные «комбо-устройства» состоят из раздельных динамок и фар вполне классического вида, объединенных на одном кронштейне. В данном случае все не так – оба механизма интегрированы в один корпус с выносным роликом для привода от шины велосипеда. Устройство рассчитано на крепление к коронке передней вилки и имеет основу, отлитую из алюминиевого сплава и штампованный корпус фары, покрытый гальваническим хромом. Штанга с роликом подвижная и фиксируется защелкой. Вращение передается гибким валом, наподобие троса привода спидометра. Механизм углового редуктора снабжен масленкой для смазки. «Гребешок» из полупрозрачного оргстекла обеспечивает боковую подсветку, играя роль своеобразного габаритного фонаря. В целом, агрегат выглядит очень грамотно спроектированным и надежным.
На устройстве имеется всего одно клеймо – на стекле фары написано «Bowden». В велосипедном мире это имя настолько популярно, что найти в интернете какие-либо сведения про этот комплект освещения мне не удалось – выдача пестрела ссылками на знаменитый пластиковый футуристический американский велосипед и «боуденовские» тросы управления.
Судя по дизайну и технологии, эта фара-динамо изготовлена в 1950-х годах, но вот где – большой вопрос! Приобретена мной она была в Швеции в середине 2000-х. Дизайн фары схож с французскими вело-фонарями 1930-50-х годов. Интересно, что аппарат совершенно новый - на нем толком даже не оттерта консервационная заводская смазка и нет следов монтажа на велосипед. Работоспособность я проверял – динамо работает и фара светит!
Надо подумать, как какой велосипед установить это устройство? Или лучше демонстрировать в витрине с электрическими фонарями?
Посмотрите публикации, посвященные электрическому вело-освещению: