Продолжая тему велосипедного электрического освещения, расскажу о первых послевоенных моделях советских велофар и динамо-машин. Речь пойдет о гарнитуре, состоящем из фары и динамо, выпущенном в 1949 году московским заводом «Динамо» имени С.М. Кирова, подчинявшимся Министерству Электротехнической Промышленности (МЭП) СССР.
О довоенной продукции этого завода я уже рассказывал в одной из предыдущих публикаций:
В 1948 году завод освоил производство нового типа головной фары, рассчитанной для использования либо с динамо-машиной, либо с сухой батареей, размещаемой внутри корпуса фары. По общей компоновке фара была схожа с европейскими моделями, распространенными с конца 1930-х годов, но не повторяла ни одно из этих изделий.
В рефлекторе устанавливалось две лампы – для ближнего и дальнего света; режимы менялись переключателем в форме клюва, размещенном в верхней части фары. Из-за необходимости размещения батареи внутри корпуса, фара имела довольно значительные габариты. Устройство крепилось к вертикальной трубе руля. Корпус и кронштейн окрашивались черной эмалью; ободок, рефлектор и декоративные накладки хромировались.
Динамо-машина ВД-2А, выпускаемая в комплекте с этой фарой, являлась слегка модернизированным вариантом довоенной модели ВД-2. «Динамка» имела значительные габариты и явно излишний вес, негативно влияющий на управляемость велосипеда. Выдавала она 3 ватта при напряжении 6 вольт.
«Гарнитур» из фары и динамо-машины продавался в магазинах, но не пользовался большим спросом из-за высокой цены, составлявшей почти треть стоимости среднего дорожного велосипеда. Кроме того, «динамки» ВД-2А некоторое время штатно устанавливались на трехскоростные велосипеды модели ЗиЧ-1, выпускавшиеся в Новосибирске.
Общий тираж гарнитуров из фар и динамо-машин ВД-2А неизвестен, но, судя по редкой встречаемости этих аппаратов на исторических фотографиях, он был довольно небольшим и в наше время эти предметы найти нелегко. Некоторое время назад мне посчастливилось приобрести в Санкт-Петербурге такой комплект в совершенно новом состоянии и даже в оригинальной коробке! Экспонат для коллекции Веломузея весьма значимый и наглядно иллюстрирует эволюцию отечественного велосипедного освещения.
Посмотрите публикации, посвященные электрическому вело-освещению: