Кто не знает армянский коньяк? Знают про него не только в странах постсоветского пространства, но и за рубежом, где его ценят как эдакую экзотику в отличие от приевшегося французского коньяка.
Но мало кто помнит, благодаря чему армянский коньяк стал столь популярен. Было всего два фактора: первый — это победа в слепой дегустации в Париже 1900 года, а второй — умелая пиар-компания, которой позавидовали бы многие сегодняшние бренды.
Коньячный завод в Ереване был основан в 1887 году. Буквально через несколько лет молодым предприятием стал интересоваться московский промышленник Николай Шустов, который к этому моменту уже владел небольшим перегонным заводиком. Шустов покупает завод в Ереване и в этот же момент понимает, что без мощной рекламной кампании раскрутить свой бренд не получится.
В конце девятнадцатого века никто не знал про армянский коньяк, а соответственно пили его мало и в основном небогатые люди. Нужна была какая-то фишка, которая позволила бы поднять цену на продукт и одновременно увеличить количество реализуемого коньяка. И Шустов эту фишку нашел...
Он стал нанимать актеров, покупал им дорогую одежду, давал деньги и билет в какой-нибудь далекий город на земном шаре, скажем, Париж или Лондон. Там эти актеры заходили в дорогие рестораны, заказывали дорогой ужин и просили подать к нему коньяк Шустова. Разумеется, нигде за пределами Российской империи про армянский коньяк на тот момент не знали, а потому принести шустовский коньяк не могли.
Здесь актеры подключали все свое артистическое мастерство и изображали жуткое негодование по поводу отсутствия сего прелестного напитка в заведении. Недовольные гости уходили из ресторана, а раздосадованный хозяин лез в Гугл смотреть, что это за коньяк Шустова такой, и где его купить. Хотя нет, Гугла на тот момент еще не существовало, поэтому владелец сразу заказывал партию коньяка Шустова напрямую из Еревана.
Так коньяк Шустова получил первую популярность за пределами России: люди хотя бы узнали, что такой коньяк существует. После победы коньяка в парижской слепой дегустации в 1900 году весь мир узнал не только о существовании армянского коньяка, но и о его отменном качестве. А в 1914 году даже сам Николай II оценил коньяк Шустова по достоинству. Правда, и в этом деле не обошлось без толики агрессивного маркетинга.
На одном из балов Шустов без смущения подошел к императору и предложил попробовать свой коньяк. Отказываться Николай II не стал, коньяк пришелся ему по вкусу. С тех пор коньяк Шустова стала пить вся тогдашняя богема, ведь всем хотелось быть в тренде и пить коньяк, который пьет император.
С 1914 года коньяк Шустова начинают поставлять к императорскому двору, а доля шустовской продукции на винно-водочном рынке империи доходит до тридцати процентов. Денежный оборот компании составлял баснословные на тот момент 10 миллионов рублей.
Но уже в 1917 году гремит революция и шустовские заводы национализируют. Тогдашний их владелец Николай Николаевич Шустов умирает в том же году, а его братья не уезжают за рубеж и остаются жить в Стране Советов.
Вот так завершился резкий взлет бренда коньяка Шустова, который позже переродился в знаменитый на весь Союз армянский коньяк. А про то, почему армянский коньяк имеет право называться коньяком, а не бренди, и почему французы хотят забрать это право, я написал здесь.