Найти тему
Путешествия по планете

Как рекламировали армянский коньяк при царе? Гениальный маркетинговый ход, до которого не многие додумаются сегодня

Кто не знает армянский коньяк? Знают про него не только в странах постсоветского пространства, но и за рубежом, где его ценят как эдакую экзотику в отличие от приевшегося французского коньяка.

Но мало кто помнит, благодаря чему армянский коньяк стал столь популярен. Было всего два фактора: первый — это победа в слепой дегустации в Париже 1900 года, а второй — умелая пиар-компания, которой позавидовали бы многие сегодняшние бренды.

Армянский коньяк стал популярен во всем мире благодаря вот этому человеку
Армянский коньяк стал популярен во всем мире благодаря вот этому человеку

Коньячный завод в Ереване был основан в 1887 году. Буквально через несколько лет молодым предприятием стал интересоваться московский промышленник Николай Шустов, который к этому моменту уже владел небольшим перегонным заводиком. Шустов покупает завод в Ереване и в этот же момент понимает, что без мощной рекламной кампании раскрутить свой бренд не получится.

В конце девятнадцатого века никто не знал про армянский коньяк, а соответственно пили его мало и в основном небогатые люди. Нужна была какая-то фишка, которая позволила бы поднять цену на продукт и одновременно увеличить количество реализуемого коньяка. И Шустов эту фишку нашел...

-3

Он стал нанимать актеров, покупал им дорогую одежду, давал деньги и билет в какой-нибудь далекий город на земном шаре, скажем, Париж или Лондон. Там эти актеры заходили в дорогие рестораны, заказывали дорогой ужин и просили подать к нему коньяк Шустова. Разумеется, нигде за пределами Российской империи про армянский коньяк на тот момент не знали, а потому принести шустовский коньяк не могли.

Здесь актеры подключали все свое артистическое мастерство и изображали жуткое негодование по поводу отсутствия сего прелестного напитка в заведении. Недовольные гости уходили из ресторана, а раздосадованный хозяин лез в Гугл смотреть, что это за коньяк Шустова такой, и где его купить. Хотя нет, Гугла на тот момент еще не существовало, поэтому владелец сразу заказывал партию коньяка Шустова напрямую из Еревана.

-4

Так коньяк Шустова получил первую популярность за пределами России: люди хотя бы узнали, что такой коньяк существует. После победы коньяка в парижской слепой дегустации в 1900 году весь мир узнал не только о существовании армянского коньяка, но и о его отменном качестве. А в 1914 году даже сам Николай II оценил коньяк Шустова по достоинству. Правда, и в этом деле не обошлось без толики агрессивного маркетинга.

На одном из балов Шустов без смущения подошел к императору и предложил попробовать свой коньяк. Отказываться Николай II не стал, коньяк пришелся ему по вкусу. С тех пор коньяк Шустова стала пить вся тогдашняя богема, ведь всем хотелось быть в тренде и пить коньяк, который пьет император.

-5

С 1914 года коньяк Шустова начинают поставлять к императорскому двору, а доля шустовской продукции на винно-водочном рынке империи доходит до тридцати процентов. Денежный оборот компании составлял баснословные на тот момент 10 миллионов рублей.

Но уже в 1917 году гремит революция и шустовские заводы национализируют. Тогдашний их владелец Николай Николаевич Шустов умирает в том же году, а его братья не уезжают за рубеж и остаются жить в Стране Советов.

Вот так завершился резкий взлет бренда коньяка Шустова, который позже переродился в знаменитый на весь Союз армянский коньяк. А про то, почему армянский коньяк имеет право называться коньяком, а не бренди, и почему французы хотят забрать это право, я написал здесь.