Тот, кто думает, что в Великую Отечественную не гнали самогон – тот глубоко заблуждается.
Были, конечно, те, кто гнал самогон тогда для того чтобы самому напиться и забыться, были и те, особенно на оккупированной территории, что гнал самогон для наживы.
Были те, кто гнал, чтобы просто выжить, потому что там, за полосой фронта, бутыль самогона была валютой покрепче марок, не только оккупационных, но и настоящих марок самого ихнего Рейха.
Для партизан самогон тоже был очень нужен.
Нет, не для того, что вы подумали. Нет! В подавляющем большинстве партизанских отрядов был строжайший сухой закон. Пить запрещали категорически.
Но, в зимнее время, во время проведения боевых операций, после успешно проведённой разведки, бойцам иногда выдавали «партизанские сто грамм самогона».
Почему самогона?
Да это только в фильмах показывают, что можно было подползти к цистерне спирта и отлить у немцев канистру другую.
Спирта тогда было не достать, а вот самогона…
Дед Василий – Хром, хром
Был такой дед в одной деревне на Смоленщине. Дед уже в возрасте, было ему около семидесяти. Ещё в первую японскую был ранен в ногу, поэтому хромал.
Когда шёл по деревне, то бубнил себе под нос «Хром, хром», потому его Хромом и прозвали, хотя настоящее его имя отчество было – Василий Иванович.
И вот этот дед Хром при немцах гнал самогон. И не по собственной прихоти, а по приказу нашего командования.
Часть самогона он поставлял партизанам. Они его использовали как лекарство, вместо спирта. По сути, других лекарств, кроме этого в отряде и не было, разве что лекарственные растения и корешки.
Так что самогон в отряде очень был нужен.
Кроме этого дед Хром угощал или менял на награбленные вещи самогон полицаям. Не ради корысти, а чтобы с ними быть на короткой ноге.
Те ему всячески способствовали самогоноварению, можно сказать стал он для них своим в доску. Частенько сидели с ним, выпивали и болтали о том, что важное происходит.
Ещё Хром ездил в районный центр, «для торговли», познакомился там с переводчиком комендатуры, частенько с ним распивал тот самый самогон.
Легенда у деда была, такая – мол он хочет получить от немецкого командования землю и пару коров, а за это – что хочешь сделает.
Вот так и партизанил дед Хром.
Местные, видя, что он с полицаями дружбу водит, стали плевать ему вслед, зовя пренебрежительно «Васька – самогонщик». Но дед относился ко всему спокойно.
Дело он делал важное.
За всё время своей подпольной деятельности, он сообщил командованию, что арестовали в районном центре подпольщиков, тем самым остальным удалось спастись.
Второе доброе дело – узнал у переводчика, что один предатель выдал местонахождение партизанского отряда за несколько десятин земли и корову с лошадью. Успел упредить.
Партизаны заминировали подходы и рванули так, что больше в районе зондеркоманды не было.
Ещё одно доброе дело сделал Хром, но уже по собственной инициативе, за что чуть жизнью не поплатился.
Когда наши уже подошли близко-близко, полицаи собрали своё барахло и решили с немцами драпануть на Запад.
Ну и Хром угостил их самогоном «на посошок», подмешав туда народное снотворное. Самому тоже пить пришлось, потому и проснулся только тогда, когда ему наши солдаты сапогом в зубы заехали.
Чуть не прибили его они вместе с земляками, хорошо, что в село вошли партизаны и командир рассказал о том, как Хром был подпольщиком.
И при нашей власти, по разрешению, Хром гнал самогон для народных нужд, для колхоза.
Именно его самогон стоял на столах в День Победы. После – перестал.
В мирное время не гнал, как не упрашивали.
Наградили его медалями, стал он снова уважаемым человеком.
После войны работал сторожем. Выбитые зубы так и не вставил, но особо поэтому не печалился, даже любил шутить об этом.
Весёлый был человек, добрый. Светлая ему память.
Вот так и самогон помогал бить врага, товарищи самогонщики. Для хорошего дела – всё сгодится!