Слово "клиентоориентированность" ещё осталось в интернете, но из языка ушло. Лично я уже очень давно не слышал, чтобы кто-то употреблял этот громоздкий, уродливый термин.
Не Бог весть какое достижение, тем более - не моё, а всё-таки от таких наблюдений жить становится чуть комфортнее - это как ногти постричь: избавляешься от лишнего. Я очень не люблю, когда вместо нормального словотворчества пытаются тупо соединить два слова: "человеконенавистничество". Когда я вижу это и ему подобные слова, я думаю, что точно так же можно пришить человеку дополнительные 4 руки и объявить, что теперь он Шива. То, что у нас в языке нет более подходящего слова для этого чувства - это говорит о том, какие мы хорошие, или о том, какие мы бездарные?
Вступление затянулось. Сравните: слово "лётчик" придумал поэт Василий Каменский; а раньше говорили "авиатор". Это и у величайшего поэта есть:
Француз,
улыбаясь, на штыке мрет,
с улыбкой разбивается подстреленный авиатор,
если вспомнят
в поцелуе рот
твой, Травиата.
Сейчас вместо "клиентоориентированность" чаще говорят "гибкость". Или, соответственно, негибкость.
Вот на днях в одном весьма известном казанском заведении произошёл такой случай.
Пришли двое - он и она: гетеросексуальная пара, что значит - немодные, традиционные, за трендами не следят. Молодой человек:
- Вы можете сделать омлет с сыром, ветчиной и помидорами?
В меню есть омлет с камамбером, а ветчину и помидоры можно подать отдельно. Именно это и озвучила официантка:
- Вы можете заказать омлет с камамбером, и я подам его с ветчиной и томатами отдельно.
Девушка обращается к своему молодому человеку:
- Объясни, как тебе надо.
- Надо, короче, всё кубиками порезать и яйцами залить. Омлет сделать.
Официантка подтверждает, что она всё поняла, после чего повторяет:
- Вы можете заказать омлет с камамбером, и я подам его с ветчиной и томатами отдельно.
Он спросил, почему нельзя сделать так, как ему надо.
Официантка озвучила официальную позицию заведения: мы идём гостям навстречу и можем что-то немного поменять, например - подать что-то дополнительно; но кардинально поменять блюдо не можем.
В итоге молодой человек заказал вообще не омлет, раз они тут не умеют, как ему надо, а позже заведение получило следующий отзыв в интернете:
"Залить омлетом".
У меня на сей счёт две ремарки:
1. Совершенно очевидно, что такой человек пьёт на завтрак замечательное кофе капучино с корицей погорячее, и оно, что также совершенно очевидно, добралось до мозга.
2. Муж Веры Ростовой любил повторять: "Вот я вам про себя расскажу". Я не могу вспомнить ни одного случая, чтобы я просил в заведении готовить так, как я считаю правильным и/или так, как я привык. Нередко я прошу что-то не класть в еду - например, я считаю глубоко ошибочным добавлять сметану в щи, даже если это рикотта в гаспаччо. Так это совсем другое дело, тут и повару проще, и заведению прямая экономия.
А чтобы я начинал официанту рассказывать, что для меня нужно сперва отжать квашеную капусту над стеклянной чашей, отложив сок в сторону, он ещё пригодится. Затем уложить ее в глубокую чугунную сковороду, добавить 70 мл оливкового масла, 100 мл воды, три лавровых листа, шесть гвоздичин и десять горошин черного перца, тушить 40 минут ровно, после чего нашинковать лук и морковь, обжарить их обязательно на оливковом масле, в кипящую воду положить обжаренные лук и морковь и тушеную капусту, после чего убавить огонь и дать щам покипеть 15 минут, посолить негусто, раздавить две дольки чеснока, положить в щи, размешать, выключить огонь, влить в щи отжатый капустный сок, а потом накрыть кастрюлю крышкой и укутать полотенцем, и только тогда я это закажу - такого за мной отродясь не водилось.
И, главное, чтобы я потом писал какие-то отзывы в интернете, сетуя на "негибкость"?
Он просто не знает, что есть как минимум одно заведение, в котором не только нельзя ничего изменить в блюде, но нельзя, к примеру, сдвигать столы, приносить свои приборы или посуду и т.д. Потому что, как считает их главная девушка - то ли владелица собственного заведения, то ли управляющая чужого заведения - думаю, скорее первое, чем второе, хотя бывает всякое - я потратила кучу времени на то, чтобы придать заведению определённый вид. Нравится? - приходите, не нравится? - не приходите; но менять не будем ровным счётом ничего.
Я о нём уже рассказывал, кажется, но повторить не грех. Честно скажу, восхищаюсь такой неклиентоориентированной бескомпромиссностью.