Приятных воспоминаний, уважаемые сограждане, и, возможно, кому-то – приятного аппетита! Речь сегодня пойдет о том, как и где могли утолить свои потребности в хлебе насущном простые, но самоотверженные и трудолюбивые советские строители новой жизни. У каждого народа имеется своя национальная кухня с неповторимым колоритом, свои "строго засекреченные секретные секреты" приготовления блюд. Вот такая же кухня и появилась сотню лет назад в СССР, абсолютно феноменальная, под ёмким названием "общепит".
Начало
Идея общепита была просто великолепна – быстро и дешево накормить оголодавший рабочий класс. Но не всегда и не всем он приходился по вкусу. И не потому, что был настолько плох сам по себе, просто качество его напрямую зависело от наличия совести у работников кухонного царства.
Свою летопись общепит ведет с первых послереволюционных дней, благодаря ленинскому декрету. В те времена задача общепита была крайне простой – из существующего минимума продуктов питания смастерить достаточно питательную и недорогую рецептуру обедов для рабочего класса.
Учреждения общепита стали появляться повсеместно, бывшие кабаки и бары становились общественными столовыми. Наряду с ними взвился новый лозунг о борьбе с кухонным рабством, требующий незамедлительно высвободить женщину из плена сковородок.
Странно, но видя сегодня агрессивную рекламу фастфуда и блюд быстрого приготовления, невольно напрашивается вопрос – были ли предки наши столь прозорливы, либо мы, в эпоху всеобщего изобилия, пусть даже и насквозь химического, крутанувшись вокруг своей оси, вернулись в те далекие времена?
Отношение к питанию граждан
Тем не менее, жизнь не стояла на месте, и уже в 1930 году был создан институт питания. Задача несколько изменилась, и теперь вместо "просто питания", стало важнее "правильное питание".
В ведомственных столовых было установлено пять категорий затрат энергии на рабочих местах. Согласно им:
- умственный труд требовал обеденных 1400 калорий;
- легкий физический труд – 1600;
- более тяжелый – 2000 калорий;
- шахтеры, кузнецы и металлурги могли смело уплетать рагу и бифштексов на 2500 калорий.
Большой вклад в развитие общепита внес А. Микоян. Он лично летал за границу за новыми технологиями, рецептами, опытом. Это при нем еще в 1937 году появилась альтернатива гамбургеру – московская горячая котлета меж двух кусочков хлеба.
И что бы сейчас не говорили, но даже при отсутствии особых разносолов, все-таки, сметана была сметаной, а молоко – молоком. Кроме того, Микоян наладил выпуск знаменитого советского мороженого. В то же время был "изобретен" комплексный обед из полноценных трех блюд.
Однако праздник подпортил главный на то время диетолог Мануил Певзнер (ну, вот опять). По его рекомендациям вкусная еда – буржуазный предрассудок; еда должна быть полезной. В результате, ничего не подозревающий работяга получил нейтральную по вкусу пищу, без прожарки, без пряностей, специй, которые по утверждению "гения" диетологии были крайне вредны.
Но надо отдать должное – котлета хотя и была паровая, была, все-таки, оставалась котлетой из натурального мяса, с гарниром из гречки, макарон или картофельного пюре.
Каждое блюдо в советских столовых строго соответствовало стандарту, где количество каждого из ингредиентов было четко просчитано. Некоторую "клюкву" в этот благородный почин внес всё тот же дефицит. Централизованность поставок не позволяла придерживаться раскладок, в итоге готовили из того, что было на складе.
Тот же клятый дефицит мясопродуктов и породил идею "рыбных дней" по четвергам. Впрочем, сортов рыбы и рецептов ее приготовления было предостаточно, так что народ с удовольствием воспринял такое разнообразие.
Где можно было пообедать
Кроме столовых и кафе, практически все рестораны в дневное время работали как столовые. Вечером же ресторан становился самим собой и пробиться туда было затруднительно. Цены, конечно же, были выше, но и зарплаты позволяли их посещать. В принципе, неплохо "посидеть" можно было на 10-15 рублей, еще и послушать живую музыку, потанцевать.
Перед походом в ресторан, как правило, все принаряжались – у мужчин приветствовался строгий костюм с галстуком, для женщин – вечерние платья или любые другие, подходящие под дресс-код. Да-да, и такой существовал в советских ресторанах, правда не назывался именно так. Но швейцар мог спокойно не пустить даму в брючной паре.
Про чаевые
В столовых, кафе, закусочных, ресторанах никакие чаевые не приветствовались. Ведь советский человек – не буржуй, и холуи ему не нужны. Работа персонала оплачивалась государством. А в 80-х годах чаевые приравнивались к взяткам, и официанту можно было спокойно заработать себе штраф или срок.
Кстати, официантов в рестораны набирали не с улицы как сегодня, а после двух лет обучения, и знали они всё – от кулинарии и до микробиологии, более тридцати видов сервировки столов, правила подачи блюд, технологические особенности блюд из меню. Утро официанта обязательно начиналось с осмотра внешнего вида. За этим особо тщательно следил метрдотель.
В хрущевские времена стали появляться кафе из стекла, "стекляшки", проще говоря.
Они стали излюбленными местами молодежи; там можно было насладиться мороженым, отведать торт "Прага", выпить коньяку или шампанского, заказать чашечку "двойного" кофе за 22 копейки.
Сейчас можно много спорить о вкусах и предпочтениях прошлых лет. Но все, кто застал то время, имеют в памяти хоть одно блюдо, вкус которого незабываем.