Найти тему

Чай и Шнобелевская премия

10 сентября в 31 раз были объявлены лауреаты Шнобелевской премии. Той самой, которая вручается ученым за разные смешные исследования и открытия. В этом году чай в подобных исследования не засветился, но пару слов о чае в Шнобелевках сказать есть смысл. Дело в том, что чай в исследованиях, номинированных или получивших Шнобелевскую премию в разное время, фигурирует достаточно часто. Существует даже специальный выпуск журнала Annals of Improbable Research (который, собственно, и учредил Шнобелевку), куда собраны всякие чайные и кофейные научные закидоны. Он, правда, денег стоит — но небольших, всего пять долларов.

Следует отметить, что часто комический эффект от чайных исследований основан не на их реальной забавности или глупости, а на обычной предметной специфичности. Нормальный человек, незнакомый с металлообработкой, с большой степенью вероятности приколется со слова «побежалость». Так что нет ничего удивительного в том, что, некоторое время назад Шнобелевский комитет обратил внимание на напиток, который получается из фекалий насекомых, питающихся листьями разных растений. Такой напиток изготавливают и пьют в некоторых регионах Китая, называется он Чон Ши Ча (蟲屎茶), что переводится как «чай из фекалий насекомых» — и это действительно смешно.

Наглядно о Чон Ши Ча. doi.org/10.1002/fsn3.1278
Наглядно о Чон Ши Ча. doi.org/10.1002/fsn3.1278

Но напиток-то этот реально существует, пользуется определенной целебной популярностью, да еще и бывает разным. Потому если разные насекомые будут есть разные листья — чая, яблони, падуба или литсеи, например — то и фекалии у них будут разными. Так что ничего противоестественного в желании изучать этот напиток нет. Вот его и изучают, причем давно и разными способами. Но для неподготовленного человека исследование, поясняющее, что в чае из фекалий насекомых, которые ели листья кудина, антиоксидантов больше, чем в чае из самих листьев кудина, выглядит, конечно, как чистая хохма.

Или вот, например, исследование, показывающее, что для приготовления чашки чая нужно 30 литров воды и вовсе забавно только противоречием озвученного объема воды и повседневного бытового опыта. А во всем остальном это стандартное современное исследование, описывающее воздействие потребления на окружающую среду. И речь в нем, фактически, идет о том, сколько воды нужно потратить для того, чтобы вырастить, произвести и доставить потребителю то количество чая, которое нужно для того, чтобы приготовить одну чашку напитка.

Параметры посуды для оценки чая по стандарту BS 6008:1980. www.gatsby.ucl.ac.uk
Параметры посуды для оценки чая по стандарту BS 6008:1980. www.gatsby.ucl.ac.uk

Ну и так далее. Британский стандарт заваривания чая, конечно, по очевидности формулировок способен поспорить с утверждениями «смерть — это конец жизни» и «лошади едят овес». Но это вообще обычное дело для стандартов… Впрочем, попадали на глаза Шнобелевскому комитету и суровые вещи. Вот, например, «36-летний пациент с шизофренией, который потреблял постепенно увеличивающееся количество улуна, которое в конечном итоге достигло 15 литров в день, впал в бред и был госпитализирован в психиатрическую больницу». В больнице доступа к таким дозам улуна у несчастного не было, поэтому рассудок к нему постепенно вернулся — а вот заработанные расстройства разных внутренних органов остались при нем.

Осторожнее с улуном, короче. А то вас исследуют, опишут — и кто-то получит за это Шнобелевскую премию.

Еда
6,93 млн интересуются