Коньяк — это великолепный напиток, который всё время окружают недосказанности, недоумения и неправда. Вернее, некое стыдливое умалчивание фактов, паутина терминов и хитросплетений. Как будто человек поднялся из низов способом, который считается не очень честным и приличным. Так что и говорить об этом не сто́ит.
Но мы поговорим. Тем, кто вообще не в теме коньяков и бренди, рекомендую прочесть это, а с остальными мы продолжим. Итак,
ИСТОРИЯ
Когда большие коньячные дома пишут на этикетке, что они делают коньяк с какого-то седого года, они, мягко говоря, лукавят. Дурят нас, короче. Когда французы начали в XVII веке перегонять вино и выдерживать полученный спирт в бочках, ни о каком коньяке и речи не шло. По всей Европе делали бренди, и никто не выпендривался.
Если по-честному, то коньяку чуть больше ста лет. Официально границы региона Коньяк были определены в 1909 году. Именно тогда за производителями этого региона, гонящими свой продукт кошерно и праведно, то есть по технологии, признали исключительные права на наименование Cognac.
Позднейшими декретами определялись субрегионы, всякие там Фин и Бон Буа и прочие, а также уточнялись технологические нюансы. А вот свой крутой статус «наименования, контролируемого по происхождению», коньяк получил только в 1938 году. И грянула
ВТОРАЯ МИРОВАЯ
Грубые фрицы, которые оккупировали Францию, со смаком пили коньяк. Правда, они с таким же смаком лакали любой шмурдяк, но не в этом суть.
Суть в том, что, когда союзники выпроваживали немцев из Франции, они тоже угощались коньяком. Они развезли его по всему миру, где он и употребляется с успехом по сей день. Так что
ФРАНЦИИ ПОПЁРЛО
На коньяк пошёл большой спрос среди богатых дядечек по всей Европе. Расхватывали бутылки, как горячие пирожки, только успевай виноград собирать. Но если с урожайностью проблем не было, то вот созревание спиртов — это процесс долгий, он занимает годы и чем дольше — тем лучше. Требовалось срочно что-то придумать для ускорения созревания коньяка.
Можно продавать молодые коньяки, но вот незадача — за старые платят больше. Надо срочно искусственно состарить коньяк! И придумали
БУАЗАЖ
Это слово означает «крепление деревом». Суть этого процесса в том, что в воде для разведения коньяка или в коньячном спирте выдерживаются дубовые щепки или клёпки от бочек, в которых выдерживался старый коньяк. Потом этот настой подмешивают к другому коньяку — и в продажу. Вкус и цвет получаются более старые.
Этот метод официально разрешён в Коньяке, но производители предпочитают о нём стыдливо умалчивать.
Буазаж позволил значительно ускорить производство коньяков и повысить прибыль. Естественно, это не касается старых и эксклюзивных марок, но ширпотреба — вполне.
Ещё применяется нагревание спиртов с «фрагментами древесины дуба» в нержавеющих чанах в течение нескольких часов, а то и дней. Через жидкость периодически пропускают кислород, а затем резко охлаждают. Таким способом ускоряют производство некоторые грузинские и армянские коньячные заводы. Видели на этикетках надпись «выдержано в контакте с древесиной дуба»? И не врут ведь!
О, мой друг Азазелло! — простонал кот, истекая кровью, — где ты? — кот завёл угасающие глаза по направлению к двери в столовую, — ты не пришёл ко мне на помощь в момент неравного боя. Ты покинул бедного Бегемота, променяв его на стакан — правда, очень хорошего — коньяку! Ну что же, пусть моя смерть ляжет на твою совесть, а я завещаю тебе мой браунинг.
«Мастер и Маргарита», М. Булгаков
Нет, я ни в коем случае не хочу сказать, что коньяк — это пошлое пойло, я сам очень люблю хороший коньяк. И даже не против буазажа, сам не раз применял, когда надо было быстро состарить бренди.
Просто я о том, что не всему, что нам пытаются втюхать, надо верить. Тем более, что французы — известные мастера по этой части: удалось же им впарить всему миру плесневый сыр, лягушачьи лапы и виноградных улиток в качестве деликатесов.
Да, про купаж и марьяж не написал. Купаж — это просто смесь коньяков разных лет для создания привычного фирменного (для каждой марки коньяка) вкуса. А марьяж — в переводе с французского «женитьба» — это всего-навсего разведение коньяка из бочки до питьевой крепости. Процесс этот довольно долгий и трудоёмкий, но суть проста.