Помните, наверное, фразу из фильма пещерной эпохи:
- Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты.
А меж тем есть такой вполне легитимный формат - завтрак с игристым. Это, то есть, когда завтракают, натурально, под бокал игристого вина.
Не нужно путать это с попыткой "опохмелиться" (кстати, одно из самых моих нелюбимых слов, все производные - тоже), это именно такой формат завтрака. Как правило, это организуют в выходной день, понятно, когда не надо на работу.
У Алексея Толстого в блистательной повести "Эмигранты", кою читал с жадностью, потрясающее описание русской эмиграции в Париже в 20-е годы, особенно сочно и вкусно описаны такие завтраки. В советских изданиях этой повести в аннотации указано, что автор "нарисовал беспощадно правдивую картину разложения, опустошенности и вырождения белых эмигрантов. Все они раскрыты в своей подлинной сущности - ничтожестве, враждебности родине, народу". Когда я читал эту повесть, мне хотелось одного - поскорее оказаться в Париже в 20-е годы, среди всех этих потрясающих авантюристов, чтобы вот так же заходить поутру в кафе "У Фукъеца" и запросто встречать там великого князя, главного претендента на русский престол, когда большевиков прогонят.
У нас, в гастрономической столице России, где публика по сей день ничтоже сумняшеся заказывает капучино с корицей, такой формат на слуху, но большинство с опаской относится к идее завтрака с игристым, большинство опасается прослыть любителем "бухать с утра".
Однако те немногие, которые всё-таки практикуют это, удивляют меня, как официанта, следующим:
вот сидят две дамы - одна заказывает, допустим, кашу и чайник чая, а вторая заказывает, допустим, омлет и бокал игристого.
Что я подаю:
1) бокал игристого для той, что заказала бокал игристого;
1) чайник чай и одну чайную пару к нему для той, что заказала чайник чая.
И вот тут в 99,99% случаев начинается труднообъяснимое - та, что пьёт чай, требует у меня вторую чашку. Для той, что пьёт игристое.
Самое поразительное, что вторая, которая игристое, не возражает против этого. То есть, получается, она должна пить одновременно и игристости чай.
Но этого не происходит; я специально наблюдаю. Приношу вторую чашку, как они просили, и гостья №1 спрашивает у подруги:
- Тебе наливать чай?
И та, само собой, отвечает:
- Нет, я же шампанское пью.
И вторая чашка стоит нетронутой.
Возможно, после бокала игристого, она захочет чаю; может быть. И я не против. Но почему бы не сделать проще - вот ты допила бокал и не собираешься повторять. Официант забирает пустое стекло, и вы просите принести вторую чашку. Он приносит, вы пьёте чай надвое.
В этом случае на столе не стоит лишняя посуда без использования, стол на захламляется, а чашка появляется именно в тот момент, когда она в самом деле нужна.
В рациональности есть своя красота, вы понимаете.
А ещё сильнее меня удивляют те, которые заказывают игристое, но при этом соглашаются, чтобы подруги им налили чай. В этом случае они пьют игристое, запивая чаем. Это для меня вообще необъяснимо.
Запивать вино водой - о, это другое дело. Тут я обеими руками за распространение этого. Мы и сами так делаем, когда собираемся с друзьями - на столе закуски, салат, основное, потом десерт. А также - бокалы, вино и обязательно кувшин с водой на подставном столике рядом, ибо на нашем небольшом обеденном всё не умещается.
Алкоголь, как всякий стимулятор (в том числе кофе), обезвоживает организм, потому вода необходима. Когда запиваешь вино водой - лучше себя чувствуешь, плюс ешь меньше, не переедаешь.
Но запивать вино чаем?
По-моему, это дорога в нашенское тутошнее отечественное.