Помните то видео 1992-го года, где Иосиф Бродский говорит со сцены, с трибуны — дескать, это нечто рискованное, но, тем не менее, прочту. И начинает — стихи на независимость Украины:
Дорогой Карл Двенадцатый, сражение под Полтавой,
слава Богу, проиграно. Как говорил картавый,
«время покажет кузькину мать», руины,
кости посмертной радости с привкусом Украины.
То не зелено-квитный, траченый изотопом,
— жовто-блакитный реет над Конотопом,
скроенный из холста: знать, припасла Канада —
даром, что без креста: но хохлам не надо.
Не очень люблю это стихотворение, но не из-за его "рискованности", а просто оно, как по мне, слабее любимых: "Пьяцца Маттеи", 12 сонетов, "Ты забыла деревню", "Тихотворение моё", вот этих.
Вот и я сегодня предлагаю вашему вниманию "нечто рискованное", но риск здесь не в том, чтобы, знаете ли, испортить goodwill или типа того (это же записки п л о х о г о официанта), а просто "Дзен" не любит подобные вещи и иногда блокирует или выносит предупреждения.
В моей первой книжке есть финальная главка, в которой достаточно подробно описаны способы money making'а мимо кассы, каковые способы призваны обеспечить официанту бесперебойный и стабильный cash flow. Такая привычка легко и быстро implement'ировалась в работу фоном, не став, однако, моим investment'ом.
(я решил почитать книги и посмотреть видео по личным финансам, и вот там авторы активно используют благородные аглицкие выражения заместо русских слов из поганого русского языка; это язык богатых людей, а я как раз хочу как бы это самое, поэтому решил обогатить хотя бы свой словарь для начала)
Но сегодня речь чуть-чуть о другом, слегка в сторону: не как, а неужели прямо вот всегда и везде?
Конкретно: неужели прямо вот в каждом заведении, где работал, обязательно тем или иным образом левачил?
Во-первых, на языке официантов это называется "чумара", ударение на последнюю букву. Во-вторых, не в каждом; в одном заведении я проработал всего два месяца и не стал разбираться, что к чему.
Легче всего было чумарить в одном заведении, где мы, официанты, были предоставлены сами себе, то есть менеджера практически не было на месте в течение смены, а все расчёты с гостями производили именно мы. Я "работал" тихо и аккуратно, создав себе почти безупречную репутацию (только бармен был в курсе), зато один из официантов, что пришёл подработать на лето, делал по 5000 рублей каждую смену.
Сложнее всего это было делать в итальянском ресторане, где все расчёты с гостями, напротив, вели менеджеры. То есть доступа к кассе у официантов просто-напросто не было, а деньги туда не могли попасть никак иначе, как через руки менеджера (в обратную сторону, соответственно, тоже). Но даже там кое-что получалось, хотя и нерегулярно, надо признать.
Если у официантов нет доступа к кассе, это сильно тормозит процесс на этапе расчёта, потому что нужно подключать ещё одно звено — менеджера; а менеджер может быть банально в туалете, может курить, может принимать товар, может быть занят с гостями... Иногда в самом деле бывает такое, что приходится прямо вот искать его.
Но зато это даёт довольно-таки серьёзный слой защиты денег.
Если только сам менеджер не заинтересован в чумаре. А это, вы не поверите, случается. В одном заведении менеджер просто брал 15% от общей левой кассы за молчание и прикрытие в случае чего.