Найти в Дзене
History by Инородец

Общие "игры с яйцами" в традициях русских и татар

Оглавление

"С началом весны, появлением первых проталинок на улицах, переулках, связаны "игры с яйцами" - күкәйле (йомыркалы) уен. В них принимали участие как дети, так и молодежь, молодые мужчины, женщины. Участники игры объединялись по полу, возрасту.

Игра заключалась в следующем: тряпичным мячом или мячом, скатанным из шерсти, с определенного расстояния сбивали яйца, установленные в неглубокие лунки. Победителем становился тот, кому удавалось сбить больше яиц. Или: несколько засыпали землей или прикрывали соломой. Выигрывал тот, кто угадал их местонахождение.

В некоторых деревнях Белебеевского, Уфимского, Бирского уездов вместо яиц использовался мяч. При этом нам говорили: "Игры с яйцами - это у русских, а у нас играли с мячом". Весенняя игра с мячом была зафиксирована и в деревне Танып Осинского уезда. Эти игры были разными.

Танып, Бардымский район Пермский край (бывший Осинский уезд). Фото: wikiredia.ru
Танып, Бардымский район Пермский край (бывший Осинский уезд). Фото: wikiredia.ru

Чокыр туп

Например, игра чокыр туп заключалась в следующем. Каждый играющий делал лунку; лунки располагали в один ряд. Выигрывал тот, в чью лунку закатывался мяч.

Чапка туп

Напоминала игру в теннис. Были игры под названием чию туп, яшерен туп и др.

В этих же районах бытовало поверье о том, что если играют в мяч (яйца), то год будет богатым; если же играют в камушки, то - голодным - туплы уйнасалар - туклык була, ташлы уйнасалар - ачлык була. Такое же поверье записано в деревне Абалач Елабужского уезда.
Сабантуй в деревне Абалач (Менделеевский район РТ). Фото: https://mendeleevsk.tatarstan.ru
Сабантуй в деревне Абалач (Менделеевский район РТ). Фото: https://mendeleevsk.tatarstan.ru

Игры с яйцами были характерны для всех татар. Они не зафиксированы лишь в Глазовском уезде. Характерна следующая особенность: у казанских татар эти игры не были связаны с каким-либо праздником; их время, как уже отмечалось - появление сухих участков земли в проулках, на улицах, где они и проводились на протяжении одной-двух недель и дольше. У кряшен они были приурочены к пасхальным дням; у мишарей - к дню "красного яйца" - кызыл йомырка көне, по времени, совпадающему с Пасхой.

Аналогичные весенние игры бытовали у многих народов. Так, игры с яйцами составляли основную часть ногайского мартовского праздника обновления природы. Главной ритуальной пищей этого праздника считались крашеные яйца. Катание яиц было любимой пасхальной забавой и у русских. Оно начиналось после обеда в первый день Пасхи, и продолжалось иногда всю неделю.

Дореволюционная пасхальная открытка. Фото: afisha7.ru
Дореволюционная пасхальная открытка. Фото: afisha7.ru

В селах Чистопольского уезда отмечена игра в мяч, несколько напоминающая игру в кегли. Играющие клали на землю попарно несколько яиц, затем поочередно бросали в них тряпичный мяч, пытаясь разбить пары. Если это удавалось, то яйца переходили в собственность бросавшего. Обычай катать яйца был распространен у белорусов и других, как славянских, так и не славянских народов Европы.

Исследователи единодушны в том, что разнообразные игровые обычаи с яйцами имеют аграрный оттенок: яйцо - символ новой зарождающейся жизни, и оно должно вызывать прилив растительных сил".

Публикация, с любезного разрешения обладателей авторских прав, подготовлена по книге Р.К. Уразмановой "Обряды и праздники татар Поволжья и Урала" (годовой цикл. XIX-начало XX вв.)." Казань: Институт истории АН РТ, 2001.