Найти в Дзене
"В глуши среди татар": этноконфессиональная специфика в работе фельдшериц-акушерок
Пациентки-татарки, например, чаще обращались к женщинам-медикам. Поэтому фельдшерицы-акушерки были особенно востребованы в этой среде. Способность фельдшерицы или акушерки работать в инородческой среде (среди татар, чувашей и т.д.) земства обычно подчеркивали особо. Это учитывалось и при назначении им пенсии по выслуге лет. Интересен, случай акушерки Александры Ивановны Филипповой, работавшей в 1880-е годы татарской деревне Кабаланы Тетюшского уезда Казанской губернии. В 1887 году у нее случился конфликт с врачом, дело рассматривалось в губернских органах власти...
5 дней назад
"Женские профессии" Казанской губернии: фельдшерицы-акушерки
Одной из популярных женских профессий 19 века стала профессия "акушерки-фельдшерицы". Несмотря на различные трудности, желающих овладеть этой профессией среди женщин с каждым годом становилось все больше, в том числе в Казанской губернии. В пореформенное время они обычно работали в системе земской медицины. Жалованье зависело от нагрузки, которая определялась размером участка. Например, в конце 1870-х гг. в Лаишевском уезде Казанской губернии акушерки менее многочисленного, третьего, участка получали 120 руб...
1 неделю назад
Китайский мусульманин в Казанском университете в середине XIX века
Годы его жизни – 1800-1865. Из них около пяти лет Исмаил Абу-Каримов провел в Казани. Именно здесь в 1851 году началась его педагогическая карьера – он обучал разговорному китайскому сначала учеников 1-ой Казанской гимназии, затем студентов историко-филологического факультета в Казанском университете. Но после закрытия восточного разряда в 1854 г., Исмаил Абу-Каримов уехал в Санкт-Петербург, где с 1855 г. проработал на аналогичной должности вплоть до своей кончины. Он родился в Китае. Поэтому в документах тех лет его часто преподносили как «природного китайца»...
2 месяца назад
Женщина-мусульманка и казанские газеты царской эпохи (начало ХХ века)
В просвещенной среде, по сложившейся исторической традиции, Казань воспринималась как «окно на Восток», как город с яркой мусульманской культурой. В этой ориентальной оценке было немало стереотипного, а местным мусульманам приписывались порой не свойственные им качества. Ярким трудом, написанным в такой стилистике, является работа врача и ректора Казанского университета К. Фукса о казанских татарах (1844). Научные исследования в этом русле выполнялись и во время работы «Общества археологии, истории и этнографии» при Казанском университете...
2 месяца назад
Педагог-новатор из «старометодного» медресе
Известный как педагог-новатор, один из пионеров «новометодной» системы образования, сам Габаши учился в медресе «Гаффариййа», в котором придерживались «старометодной системы образования». Среди изучаемых предметов в его медресе преподавался арабский язык, логика (мантык), философия (хикмат), мусульманское право и другие исламские науки; естественные науки не изучались; важное место отводилось догматическим диспутам и каламическим спорам между шакирдами. Как сообщает сам Габаши, он «был одним...
3 месяца назад
Женщина-модница царской эпохи (по материалам казанских газет начала ХХ века)
Любопытно, что встречалось оно даже в татарском языке. Например, известный просветитель Ризаэтдин Фахреддин в книге нравоучительной тематики советовал молодежи не увлекаться модой. Тем не менее, городская мода эпохи модерна не имела этнических, конфессиональных или сословных различий, а формировала единый буржуазный круг. В газетах Казани в начале ХХ века регулярно печатались объявления о магазинах дамских товаров и об их ассортименте. Они были рассчитаны на состоятельных покупательниц. «Корсеты, кружева, ленты и пр...
3 месяца назад
Как татарин стал русским поэтом и написал гимн Победы
А ведь сам Рафкат Давлетшевич Габитов (так на самом деле звали поэта Михаила Львова) не скрывал своего этнического происхождения. По крайней мере, уже после войны он написал: "Я, татарин стопроцентный, с русской речью на устах". Но, видимо, не все верили этому. В другом стихотворении (1971 г.) он снова вернулся к этому вопросу: Он говорит, что я придумал, Что я - татарин. А - зачем? Иль я - какой-нибудь "придурок" - И льгот испрашиваю тем - На приблизительность, неточность Стихов и песен прав...
213 читали · 4 месяца назад
«Татарский Ломоносов»: кем он был и как жил
Его карьера казалась предрешена прошлыми поколениями выпускников медресе – от хальфы, мугаллима до мударриса медресе – однако он выбрал иной путь. После окончания медресе, он совершил немыслимый по тем временам поступок и согласился преподавать татарский язык вначале в Казанском духовном училище, позднее – в Казанской духовной семинарии. Каюм Насыри родился 2 февраля 1825 году в семье муллы в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии. Вырос в религиозной и образованной среде, его отец и дед занимались научной деятельностью, переписывали рукописные книги...
6 месяцев назад
Немецкий детский сад в Казани
Различные новинки, связанные с темой воспитания и обучения, в Российской империи в ту пору нередко были связаны с заграничным влиянием. Вспомните, французских гувернанток и таких же бонн (нянь). Впрочем, среди них попадались и русские барышни. Неравнодушные к различным социальным учениям (в том числе утопического характера), немецкие интеллектуалы к тому времени уже придумали «система Фребеля». Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782–1852) - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, именно ему бы обязаны словосочетанием «детский сад»...
6 месяцев назад
Тукай и русский язык
Как известно, песня "Туган тел" на стихи Габдуллы Тукая является неофициальным гимном татар всего мира. И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле! Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы. Иң элек бу тел белән әнкәм бишектә көйләгән, Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән. И туган тел! Һәрвакытта ярдәмең белән синең, Кечкенәдән аңлашылган шатлыгым, кайгым минем. И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам: Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам! Родной язык, святой язык. Отца...
7 месяцев назад
Репост
8 месяцев назад
Фотосалон на Черном озере и его хозяйка
Звали её Вяткина Анна Петровна. Она увлеклась фотографией вслед за супругом, Матвеем Афанасьевичем Вяткиным. Именно он в 1857 году открыл фотографическое заведение на Гостинодворской улице в доме Заусайлова (ныне ул. Чернышевского). Матвей Афанасьевич Вяткин родился в 1820 году и происходил из мелких дворян. Зарабатывал на жизнь тем, что преподавал рисование и черчение в уездных училищах. Жил какое-то время в Чебоксарах, потом переехал окончательно в Казань. Вероятно, он одним из первых в городе увлекся новым тогда фотографированием...
8 месяцев назад