Найти тему
Журнал «Баку»

Лянкяранский чай – традиционный азербайджанский напиток

Янтарно-пурпурный, крепко заваренный, обжигающе горячий напиток с терпким вкусом и нежным бархатистым ароматом, налитый в изящный грушевидный стакан – армуду. Хорошие люди и неспешные разговоры. Это главные составляющие чаепития по-азербайджански. И чай, конечно, лянкяранский.

Чайный куст – растение капризное. Прижиться-то он может почти везде – в Азии, Европе, Америке, Африке, Австралии, но это вовсе не значит, что ему там понравится. Для чая важно, чтобы воздух был влажный и чистый. Ему нужно много солнца и света. А вот к теплу у растения отношение изменчивое: лето, весна и осень должны быть теплыми, а зима – умеренно прохладной. Конечно, и в других условиях чайный куст выживет. Но он уже будет другим. На загрязненный воздух он ответит тем, что перестанет выпускать новые побеги – те самые, которые и нужны для получения тонизирующего напитка. Без солнца бархатистые ворсинки чайного листочка, которые китайцы называют «бай-хао», «белые реснички», осыплются, а вкус чая станет грубым и травянистым. Лучше всего растение чувствует себя в горах и предгорьях, на скалистых почвах. Очень хорошо, если рядом окажется лес.

Таких мест на Земле немного. Одно из них – Лянкяранский район Азербайджана. Там воздух чист, солнце пригревает, зима редко бывает суровой, но и особым теплом не жалует, так что чайный куст успевает как следует отдохнуть. На территории района расположен Гирканский национальный заповедник, созданный еще в 1936 году для сохранения и изучения реликтовых лесов, – прекрасное соседство.

-2

Правда, горный район не сразу понравился взбалмошному растению. У чайного куста появился грозный соперник – рис, для которого все поля веками искусственно превращались в болота. Чай же любит, чтобы воды было вдоволь, но у корней она не застаивалась: почва должна быть хорошо дренированной. Для чайных плантаций нужно было осушать почву, да и особенности климата требовали кропотливого приручения чайного куста. В общем, казалось, что история чаеводства пойдет другой, не лянкяранской дорогой.

Но предпринимательская энергия – великая сила. В конце XIX века переселенец Модест Новоселов впервые посадил чайный куст в Азербайджане, в Лянкяранском районе. По версии историка и писателя Вильяма Похлебкина, это произошло в 1896 году. С этого момента началось развитие чаеводства в Азербайджане. Однако получилось у Новоселова не сразу. Сначала селекционер высаживал в лянкяранскую землю японские саженцы, пытаясь их акклиматизировать. Увы, зима выдалась, как назло, ранней и холодной. Нежные кустики пришлось защищать от морозов с помощью обыкновенной шубы, в которую заботливый селекционер кутал тонкие побеги. Одежды на всех «переселенцев» не хватило, и часть кустов замерзла.

Но другие выжили, дали семена и новые саженцы. Так что к 1900 году в Азербайджане уже были небольшие чайные плантации. «Таким образом, трудами практиков-энтузиастов уже в XIX веке было экспериментально доказано, что субтропики Российской империи пригодны для выращивания чая. Но косность и неповоротливость хозяйственных и административных органов царской России являлись препятствием на пути развития отечественного чаеводства», – писал Вильям Похлебкин.

-3

Советская власть тоже не сразу оценила преимущества развития чаеводства. В 1920-х годах все дореволюционные чайные плантации пришли в запустение, растения погибли. Новый виток в истории азербайджанского чая начался в 1928 году, когда специалисты организации с труднопроизносимым названием «Лянкяранский филиал АзНОПОСиСК» снова принялись высаживать чайные кусты.

Эффективные, но все же примитивные методы заботы о растениях энтузиаста Новоселова не устраивали молодую и амбициозную советскую республику. Страна нуждалась в промышленных объемах. Селекционные опыты начались вновь с небывалым размахом. И в 1932 году была заложена первая промышленная плантация, а в 1937-м выпущена первая пачка азербайджанского чая.

-4

Сегодня чайный куст чувствует себя в Лянкяране очень комфортно. Здесь ему создают все условия. При посадке молоденькие кустики затеняют шелковой акацией и японской софорой. И лянкяранский чай все тот же: яркий, запоминающийся и крайне чувствительный к посторонним примесям. Потому хранить его нужно бережно.

Фото: Алексей Пивоваров

Журнал "Баку"

Еда
6,93 млн интересуются