Юмористическая зарисовка о том, что одному может быть хорошо, а другому - не дано.
***
Увидев бывшего одноклассника, подъехавшего к дому своих родителей на новеньком автомобиле, Колька подскочил как ужаленный. Выбросив шелуху от семечек под забор и утерев рот, мужчина поспешил к Молчанову.
- Привет Андрюха! Сколько лет, сколько зим, - раскидывая руки и расплываясь в улыбке, тараторил Колька.
- Так зимой виделись, ты с дружками своими песни орал у магазина.
- Да то я занят был, праздновал. Как дела у тебя, машинку смотрю новую взял?
- Взял, - радостно отвечал Андрей, - на закатках заработал. Отцу мотор на лодку и себе машину обновил.
- В смысле на закатках? – удивился Колька.
- Помидоры, огурцы, аджика, - уточнил Молчанов.
- Так прямо на банках заработал и машину купил?
- Ну не купил, а обновил. Хорошая прибавка.
Колька присвистнул и засунул руки в карманы.
- Не, ну ты другу расскажи, что да как.
- Как, как. Как поработали, так и катаемся, - поглаживая машину, ответил бывший одноклассник, - видел же у нас восемь теплиц. Три ряда паллет пустых банок стояло в палисаднике. Посадили, вырастили, урожай сняли, в банки закатали, да по заказам развезли.
- Да ты смотри, - всё ещё дивился Колька, - а мы, наверное, слопали всё, что закатали. - Ладно, пойду, - задумчиво добавил Николай и направился домой.
Дома он требовательным тоном запросил банку ассорти из погреба.
Жена, уткнув руки в бока, посмотрела сурово, но Колька с ещё более серьёзным видом выдал:
- Да не закусывать, дегустировать буду, мысль есть.
Светлана заготовки делала знатные. Огурчики хрустящие, помидорки все упругие, целые, одинакового размера как на подбор. А рассол, словно слеза чистый, да такой вкусный, что остановиться невозможно, не увидев дна банки, особенно утром.
Дожёвывая последний огурец, Смольников открыл глаза и звонко чавкнув, резюмировал.
- Наши лучше брать будут.
- О чём это ты? – поинтересовалась жена.
- Молчанов машину новую купил и… отцу мотор. Заготовок накрутили летом и продали. Вот где Светка деньги – в банках! – многозначительно подняв указательный палец вверх, резюмировал Колька.
- Давай семена покупай. Пару теплиц я в мае поставлю, и заживём Светка. Колбасу каждый день покупать буду. А тебе сыр. И детям кон-фе-т, шоколадных.
- Размечтался. Кто это поливать, выращивать будет, ты? Мне огорода вон, хватает, - смеялась жена.
Но Смольников уже загорелся идеей и на следующий день по всей деревни ходил банки пустые собирал. Много набрал. В кладовку сгрузил, сел на крыльцо и задумался где теплицы новые ставить.
- Кому ты эти свои банки продавать будешь, - смеялась жена.
- Найду кому, Молчанов же продал кому-то. Узнаю и предложу цену ниже.
- Ха, хитренький, так тебе и скажет Андрей, кому продаёт, брось затею, пока не поздно.
Но остановить Смольникова ничего уже не могло. Теплицы наспех были сколочены и накрыты старой плёнкой. Семена покупать денег не было, поэтому он вновь прошёлся по деревне и собрал всё, что не было посеяно или не высажено и принялся выращивать свои закатки.
Но овощи для закаток были такие же, как Колька, - непутёвые: росли плохо, плодоносили ещё хуже. Впрочем, урожайность овощей в том году у всех была низкая в деревне. А если прибавить ещё и то, как Колька за всем ухаживал... Беда. Но пятьдесят банок Светлана закатать на продажу всё же смогла. А тут другая проблема. Кому продать? В деревне у всех свои запасы. Поехал Смольников в город. Помыкался, нет желающих. В одном придорожном кафе купили две банки на пробу, взяли телефон контактный, но так и не перезвонили, кафе на зиму закрылось..
Так всю зиму и ел Колька свои закатки. А ближе к весне Молчанова снова встретил. Тот снегоход купил, оказывается ещё в прошлом году.
- Вот это да! - удивлялся Колька. - Опять на закатках заработал?
- Нет, что ты, я теперь чеснок выращиваю. Очень прибыльно оказалось. Колбасу весь год продают, а консервация - сезонный товар.
- Как, Андрей, ну скажи, как ты продаешь, кому?
- В смысле как, кому? Сначала находишь покупателя, которому что-то нужно, договариваешься и выращиваешь у себя на огороде, так сказать, под заказ. Сейчас вот переговоры веду на следующий урожай.
И накатилась на Кольку тоска, в груди засела. Перестал слышать, что Андрей говорит. Развернулся и домой пошёл.
Предпринимательскую жилку – её из кармана не достанешь, как рубаху на себя не наденешь. Одно хорошо – закатки у Светланы отменные получаются, хоть себя за стопочкой потешить, к носу поднести радостно.