Друзья, всем приятных чаепитий!
Тут придётся немного почитать, но оно того стоит!
Если всё же лень читать, читайте только жирный текст.
Посадка чая, возникнувшая в Китае, распространилась по всему миру с середины династии Тан. Сейчас люди из 160 стран мира привыкли пить чай.
Уже давно обсуждается эффективность активных компонентов чая и употребления чая при основных заболеваниях человека, включая рак, метаболический синдром, сердечно-сосудистые заболевания и нейродегенеративные заболевания.
Мы рассмотрим некоторые связанные с этой темой вопросы, такие как биодоступность активных компонентов чая, новые составы чайных полифенолов и безопасность для потребителей пищевых добавок, содержащих чайные полифенолы.
Ключевые слова: чай, рак, метаболический синдром(ожирение), сердечно-сосудистые заболевания, нейродегенеративная болезнь, биодоступность.
За последние десятилетия вопрос пользы чая изучался в более чем 20 странах по всему миру.
Было доказано ингибирующее воздействие чая на раковые опухоли у животных. Исследования проводили на разных органах и везде полифенолы чая обладали таким эффектом.
Другой стороной медали стали исследования на людях, увы но тех показателей, что были доказаны на животных на людях добиться не удалось. Это возможно связано с разной дозой и способом ввода чайных полифенолов, дозы у животных была значительно выше и вводились они локально.
Таким образом, исследования сообщили о противораковом воздействии чая на организм с последовательно положительными результатами на животных, но с менее последовательными и даже противоречивыми результатами для людей.
Что касается фактического механизма любой противораковой активности чая, кандидатами являются антиоксидант, индукция ферментов фазы II, ингибирование пролиферации клеток, индукция апоптоза, ингибирование ангиогенеза (Fassina et al., 2004; Oak et al.,2005; Rodriguez et al., 2006), прямое связывание с молекулами-мишенями, включая ингибирование отдельных белковых протеиназ, матриксных металлопротеиназ и метилтрансфераз ДНК (Lee et al., 2005; Yang et al., 2006; Pham-Huy et al., 2008). Оптимальная доза компонентов чая для уменьшения рака еще не установлена, что требует дальнейшего изучения.
Профилактика метаболического синдрома (MetS) и сердечно-сосудистых заболеваний (СЗР)
Определение MetS было впервые выдвинуто Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1999 году. Совсем недавно Национальная образовательная программа США по холестерину (NCEP) предположила, что для диагностики MetS должны быть выполнены по крайней мере три из следующих условий: брюшное ожирение, повышенный уровень триглицеридов, снижение уровня липохоместестерина (HDL)-холестерина высокой плотности, повышенное кровяное давление или повышенный уровень глюкозы натощак (Grundy et al., 2005).
Это ранний индуцированный фактор диабета 2 типа и ключевой фактор риска ССЗ. В последние годы благотворное влияние потребления чая на снижение веса и MetS привлекло огромное внимание общественности. Все больше доказательств свидетельствует о том, что несколько путей в развитии MetS могут быть положительно прерваны катехинами зеленого чая, особенно EGCG.
Ожирение в настоящее время признано быстро растущей всемирной угрозой здоровью, и было проведено много исследований для изучения влияния употребления чая на потерю веса и MetS у животных. Из 12 статей о потреблении чая и снижении массы тела (BW) у людей 10 подтвердили, что употребление зеленого чая или EGCG может снизить жир и жир или жировой вес (Sae-tan et al., 2011).
Большинство исследований также показали, что добавки с катехинами зеленого чая привели к значительному снижению жира в организме.
Сокращение BW варьировалось от 0,7 кг (Auvichayapat et al., 2008) до 3,5 кг (Chantre and Lairon, 2002), а потеря жира в организме варьировалось от 0,7 кг (Nagao et al., 2005) до 1,8 кг (Nagao et al., 2007). Дозировка EGCG, используемая в вышеупомянутых исследованиях, варьировалась от 100 мг/сутки (Nagao et al., 2007) до 540 мг/сутки (Chan et al., 2006). В 26 человеческих экспериментах, проведенных Hursel et al. (2011) и Phung et al. (2010), большинство исследований показали, что употребление чая может уменьшить BW.
Предотвращение ССЗ (Сердечно-сосудистые заболевания) с помощью употребления чая является еще одной областью исследований, представляющей интерес.
Потенца и др. (2007) считали, что употребление чая может снизить кровяное давление и улучшить эндотелиальные функции.
Японское исследование показало потенциальное повышение триглицерида крови после перорального введения эмульсии кукурузного масла (8 мл масла/кг BW) мышам самцам было значительно подавлено с помощью экстракта чая Пуэр (50 и 100 мг/кг BW) и галловой кислоты (15 и 45 мг/кг BW) (Oi et al., 2012).
Эпидемиологическое обследование, проведенное среди 76 979 человек в Японии, показало, что смертность, вызванная ССЗ, снизилась при употреблении более 6 чашек чая в день (Mineharu et al., 2011).
Исследования в США и Европе показали, что употребление черного чая может снизить риск ССЗ (Deka and Vita, 2011).
Другое исследование (de Koning Gans et al., 2010) в Нидерландах с участием 37 514 здоровых мужчин и женщин, которые находились под наблюдением в течение 13 лет, показало, что смертность от ССЗ снизилась за счет ежедневного потребления 3-6 чашек черного чая. Предполагается, что снижение смертности можно объяснить поддержанием сердечно-сосудистого здоровья путем потребления зеленого чая (Nakachi et al., 2000; Sano et al., 2004; Yusuf et al., 2005). Большинство эпидемиологических исследований подтвердили, что сердечно-сосудистая система может извлечь выгоду из потребления чая (Vita, 2003). Однако была также обнаружена обратная корреляция между потреблением зеленого чая и смертностью от ССЗ (Kuriyama et al., 2006). Эпидемиологические данные свидетельствуют о том, что черный и зеленый чай может снизить риск как ишемической болезни сердца, так инсульта на 10%-20% (Bøhn et al., 2012). Окисленный липохолестерин низкой плотности (LDL) и гипертония признаны факторами риска ССЗ. Пирсон и др. (1998) оценили потенциальное влияние экстракта зеленого чая на окисление ЛПНП и пришли к выводу, что окисление ЛПНП ингибировалось на 3,9% после 12-часовой инкубации с экстрактом зеленого чая 0,08 мг/кг. Ингибирование было увеличено до 98% после инкубации с экстрактами зеленого чая 5 мг/кг. Влияние употребления зеленого чая на развитие гипертонии также было оценено в когортном исследовании с участием 1507 испытуемых (Yang et al., 2004).
По сравнению с людьми не пьющими чай, риск развития гипертонии был снижен на 46% для тех, кто потреблял 120-599 мл/сутки, и дополнительно снижен на 65% для тех, кто потреблял 600 мл/сутки или более.
До сих пор оптимальная суточная доза для сердечно-сосудистого здоровья еще не установлена. Основываясь на оценке того, что одна чашка чая, сваренная с 1,5 г зеленого чая, содержит 34,5–109,5 мг EGCG, ежедневная дозировка EGCG в диапазоне от 69 до 657 мг (примерно эквивалентно 2-6 чашкам чая), по-видимому, полезна для сердечно-сосудистого здоровья (Thielecke and Boschmann, 2009).
Профилактика нейродегенеративных заболеваний
Потеря когнитивной функции из-за повреждения структуры и функции нейронных клеток является распространенным процессом при нейродегенеративных заболеваниях, включая болезнь Альцгеймера (БА), болезнь Паркинсона (ПД) и болезнь Хантингтона (HD).
БА является наиболее распространенным из нейродегенеративных заболеваний с примерно 26 миллионами пациентов по всему миру. По оценкам, к 2050 году в мире будет 1 из 85 человек с БА (Feng et al., 2013). AD характеризуется своим влиянием на познание и умственную работоспособность. Кроме того, аномальное накопление белка в головном мозге и накопление амилоидно-β пептида (Aβ) вне клетки приводят к окислительному повреждению, воспалению, нарушению синаптической функции, гибели нейронных клеток и повышению уровня кальция в клетках (Barranco et al., 2009).
В настоящее время профилактика и борьба с нейродегенеративными заболеваниями чрезвычайно сложны, отчасти потому, что существует так много потенциальных факторов.
Основная пораженная область находится в мозге. Таким образом, лекарство должно обладать способностью проникать в гематоэнцефалический барьер, обладать мощной антиокислительной активностью и хелатирующей способностью с ионами в мозге во время фармакологического контроля.
Исследования начались в прошлом веке в целях изучения возможного влияния чая на память и когнитивные функции животных и людей. Дюфрен и Фарнворт (2001) из Университета Ньюкасла, Великобритания, сообщили о влиянии употребления чая на несколько ферментов, связанных с функцией памяти, которые включают ацетилхолинэстеразу, бутилхолинэстеразу, β-секретазу и т. д. Утверждалось, что экстракты чая могут ингибировать активность ацетилхолинэстеразы и бутилхолинэстеразы, а также улучшать память и когнитивные функции, а также функцию мозга. EGCG играет роль в регулировании генов, связанных с выживанием и гибелью клеток мозга, в том смысле, что он может деактивировать экспрессию генов, которые способствуют смерти и проапоптозу клеток, и индуцировать протеинкиназу С в нейронной клетке, теанине, уникальной аминокислоте, впервые обнаруженной в зеленом чае, которая также обладает атрибутом защиты нервов (Kakuda, 2011). Существенные данные указывают на то, что избыток Aβ, который агрегируется в токсичные фибриллярные отложения во внеклеточном пространстве мозга, играет центральную роль в патогенезе БА. Учитывая вредную роль β-амилоида в этиологии нейродеградативных заболеваний, нейропротекторные эффекты и антипатия к Aβ-индуцированной токсичности различных экстрактов чая (зеленый чай и черный чай) и различных компонентов чая (эпикатехин (EC), эпигаллокатехин (EGC), эпикатехина галлат (ЭКГ), EGCG и галловая кислота) были исследованы с использованием первичной культуры клеток гиппокампа крыс (Bastianetto et al., 2005). Результаты подразумевали, что как экстракты зеленого чая, так и экстракты черного чая проявляли нейропротекторную активность против токсичности Aβ. Негаллические формы катехинов (EC и EGC) не оказали никакого защитного эффекта против токсичности, вызванной Aβ. Флаван-3-ол галлатные эфиры (ЭКГ и EGCG) и галловая кислота показали нейропротекторное действие при 1-20, 1-10 и 1–20 мкмоль/л, соответственно (Bastianetto et al., 2005). Кроме того, многие исследования на животных показали, что чай флаван-3-олы способны пересекать гематоэнцефалический барьер (Lee et al., 2003; Bastianetto et al., 2005). Предыдущие эксперименты показали, что γ-аминомасляная кислота (ГАМК) и l-теанин также способны пересекать гематоэнцефалический барьер (Unno et al., 1999; Jäger and Saaby,2011; da Silva Pinto, 2013).
Кроме того, влияние чая на сознание было исследовано среди группы из 2031 человека в возрасте 70-74 лет из Норвегии (Nurk et al., 2009).
Оценка когнитивных способностей в группе, пьющей черный чай, была значительно выше, чем у группы, не пьющей чай. Другое исследование Сингапура о взаимосвязи между употреблением чая и ПД среди 200 человек показало, что риск ПД в группе людей, которые пили три чашки чая в день в течение 10 лет, снизился на 28% (Tan et al., 2003). Араб и др. (2011) изучили связь между употреблением чая и появлением БА у 4809 человек (≥65 лет) и показали, что случаи БА составили 0,20, 0,38,43, а 0,31 балл снизился в группах людей, пьющих чай 5-10 раз в месяц, 1-3 раза в месяц, 1-4 раза в неделю и Они также обнаружили, что употребление чая оказывает защитное влияние на снижение когнитивных способностей у пожилых женщин, но не у пожилых мужчин.
Как упоминалось выше, в исследованиях на животных было показано, что компоненты чая обеспечивают эффективную профилактику рака в различных участках органов, MetS, CVD, нейродеградативных заболеваний и других. Однако эпидемиологические исследования на людях представляют собой различные закономерности и противоречивые результаты между обработанными группами и контрольными группами. В последние годы экстракты чая все чаще используются в качестве средств против ожирения. Несмотря на широкое признание благотворного воздействия чая, сообщалось также о некоторых побочных эффектах с высокой дозой экстрактов чая, что поэтому нуждается в дальнейшем изучении.
Как заключение
Экспериментальная дозировка чайных полифенолов, используемых у животных, намного выше, чем фактическая концентрация чайных полифенолов в органе и крови человека после употребления чая.
Концентрация чайных полифенолов, используемых в эксперименте, обычно колеблется от 20 до 100 мкмоль/л, в то время как концентрация чайных полифенолов в крови человека после употребления чая обычно составляет около 0,5 мкмоль/л (Yang and Hong, 2013). Разница составляет около 10-100 раз. Согласно эксперименту Ульмана и др. (2003), однократное пероральное введение EGCG варьировалось от 50 до 1600 мг, но только в пероральных дозах более 1 г EGCG показало максимальную концентрацию EGCG в плазме более 1 мкмоль/л. Пиковые концентрации были достигнуты от 1,3 до 2,2 часа после введения. Концентрация чайных полифенолов в крови и органах человека может быть ниже, чем активная концентрация соединений. Чайные полифенолы - это комплекс, состоящий из нескольких соединений, таких как EC, EGC, ECG и EGCG. Эти соединения передаются и перемещаются в различные органы различными способами из полости рта после употребления чая. Например, EC и EGC перемещаются из пищеварительной системы в кишечник и выделяются в фекалиях, в то время как EGCG и ЭКГ перемещаются из почек и мочевого пузыря и выделяются в моче (Kim et al., 2000; Lee et al., 2002).
Даже если высокая концентрация чайных полифенолов вводится человеку перорально, различные соединения кэтехин будут перемещаться и метаболизироваться разными способами. Таким образом, концентрация различных катехинов в разных органах-мишенях будет ниже, чем ожидалось, из-за дисперсии полифенолов.
Спасибо за внимание!