На своём канале, посвящённому алкогольным напиткам, я стараюсь давать не только свои заметки, а также рассматривать разные интересные вопросы, связанные с историей и особенностями производства. И разместив в своём материале Как шаг за шагом производится ром фотографию куба Адама, который применяется на ряде винокурен, производящих ром на карибских островах, мне самому стало интересно немного узнать, что это за такой куб и как он работает. Поэтому снова пройдёмся немного по истории и технологиям. Делаю я это в основном чисто для себя, чтобы самому лучше разбираться в вопросе.
И перейдём к теории. Считается, что первый аламбик изобрёл алхимик Джабир ибн Хайян (или Гебер) (Jabir ibn Hayyan) в районе 790 г. н.э. в Сирии. Этот плодовитый автор считается отцом-основателем химии, ему также приписывают изобретение более двадцати других элементов лабораторного оборудования. И первый куб имел вид сегодняшней лабораторной реторты. Он был небольшим и простым устройством, которым пользовались на протяжении всего средневековья. Да и сейчас в производства мескаля можно встретить подобные устройства.
Затем, с началом промышленной революции, произошла быстрая эволюция, в результате которой он превратился в медный котел той конструкции, которая существует и сегодня. А конденсационная трубка реторты превратилась в медную трубу в виде змеевика, которую поместили в чан с холодной водой.
В 1825 году Уильям Гримбл (William Grimble) изобрел кожухотрубный конденсатор (патент № 5167). Проточная холодная вода циркулирует по ряду плотно расположенных параллельных медных труб, создавая большую площадь охлаждающей поверхности. Пары спирта подымаются вверх по этим трубам (холодная вода, окружающая их движется в обратном направлении) и конденсация спиртов происходит более эффективно, экономично и большей степенью очистки, чем в червячных трубах.
Столетием раньше родился ирландец Питер Вульф (Peter Woulfe) недалеко от Лимерика в 1727 году. Он был частью диаспоры якобитов, он бежал в Кадис, а затем в Париж, чтобы изучать химию у Гийома-Франсуа Руэля (Guillaume-Francois Rouelle). Он переехал в Лондон примерно в 1750 году, работая в домашней лаборатории графа Бьюта, наставника будущего короля Георга III. В 1767 году, избранный в Королевское общество, он представил новый способ обращения с ядовитыми газами с помощью своей собственной конструкции, наполненной водой колбы с квадратными плечами: бутылки Вульфа (Woulfe Bottle). Благодаря конструкции бутылки с двумя горлышками, газы проходили через воду, прежде чем собираться во втором контейнере. Таким образом предотвращалось образование вредных паров, что позволял получать гораздо более сильные кислоты и щелочи.
И вот мы дошли и до нашего героя. Эдуард Адам (Édouard Adam) из Руана на северо-западе Франции, хотя и был неграмотным, посещал лекции по химии профессора Лорана Солимани (Laurent Solimani) в Монпелье. Адам применил принципы бутыли Вульфа к дистилляции, чтобы производить более крепкий и чистый спирт экономично. По сути, если объединить перегонки в бражном и спиртовом кубах в одну операцию, то освобождаются затраты на время и энергию для загрузку, кипячение и опорожнение двух перегонных кубов. В 1801 году он запатентовал первый аппарат однократной перегонки. Это был важный шаг на пути к непрерывной дистилляции.
Куб Адама использует стандартный куб, но с тремя мини-котелками, вдохновленными Вульфом (называемые ретортами), позволяющими за одну операцию производить спирт высокой крепости с более эффективным использованием тепла и простым разделением спирта на фракции. В современной версии, принятой производителями рома, использовались всего две реторты.
И сейчас рассмотрим, как работает современный куб Адама. В стандартный куб заливается брага крепостью содержит 7% abv, следующий сосуд — или реторта — содержит «слабые вина» крепостью 35% abv, и вторая реторта имеет «высокие вина» с крепостью около 70%abv. И низкие, и высокие вина сохраняются от предыдущей перегонки.
А дальше всё просто, по мере того, как в главном кубе начнёт испаряться алкоголь, он в газообразном виде попадает на дно первой реторты, где он проходит через низкие вина. Важно отметить, что при этом водный элемент пара конденсируется, высвобождая тепло, которое, в свою очередь, испаряет алкоголь в низких винах.
Более насыщенный спиртовой пар выходит из первой реторты, имея крепость около 50%abv. Он поступает во вторую реторту, содержащую высокие вина. Опять же, элемент воды конденсируется, создавая тепло, достаточное для испарения алкоголя в высоких винах. Обогащенный спиртом пар проходит через кожухотрубный конденсатор в спиртовой сейф.
На выходе идёт традиционный фракционный отбор. Отбираются головы (высокие вина) в свою ёмкость, сердце в районе 80%abv, которые идёт дальше на выдержку, и хвосты (низкие вина) в свою ёмкость.
По окончании перегонки в главном кубе, сам куб и реторты опорожняются, барда сливается. Сердце отправляется на склад для заливки в бочки. Затем куб заполняется новой брагой, а первая реторта заполняется низкими винами (хвостами), а вторая – высокими (головами), и цикл повторяется.
В своё время Эдуарду Адаму не удалось коммерциализировать свое изобретение. Три винокурни, построенные Адамом, прогорели. Несколько винокуренных заводов, в том числе Solimani, Bérard, Barré, построили прямые копии его куба или копии с небольшими модификациями. Адам умер бедняком. Однако в течение двух десятилетий Энтони Перрье (Anthony Perrier), затем Роберт Штайн (Robert Stein) и, в конечном итоге, Энас Коффи (Aeneas Coffey) добились успеха в непрерывном перегоне. В итоге конфигурация куба Адама была заменена триумфальным аппаратом Коффи.
Хотя это был провальный проект в Европе и его быстро затмила колонна Коффи еще в 1830-х годах, его изобретение совпало с внезапным ростом производства сахарной свеклы во Франции. Подавленные рыночным крахом и огромными долгами, сахарные заводы во французских Карибских островах обратились к дистилляции рома, и последней доступной технологией стал перегонный куб Адама. Поэтому неудивительно, что именно куб Адама сегодня особенно популярен среди винокуров французского стиля. Винокурни разработали свои собственные методы работы с этим перегонным аппаратом, которые могут заключаться в добавлении браги или дандера в реторту для слабого вина, чтобы изменить вкус рома. Точно так же некоторые реторты оснащены охлаждающими головками для создания флегмы, которая заставляет пар конденсироваться и падать обратно внутрь перед повторным нагревом. Тем не менее, кубы Адама по-прежнему также используется некоторыми производителями рома в английском стиле на Карибах. Возможно, этот перегонный куб был сохранен из-за его более тяжелого спиртового стиля, что позволяет создавать необходимый характер рома.
Надеюсь теперь понятно, за счёт чего формируется тот особый, уникальный и неповторимый характер карибского рома?
И как всегда главные вопросы: нужно ли его брать и стоит ли он своих денег. И здесь ответы очень просты. Если есть сомнения в том, что этот ром вам нужен - то его не стоит брать, можно будет легко разочароваться. И если вы не можете позволить купить ром по указанному ценнику, то он явно не стоит своих денег для вас.
Данный материал не является рекламой, а лишь отображает личное мнение автора, основанное на его дегустационном опыте. Это мнение не является истиной, и на него можно смело положить. Если ищете намёки на рекламу - ищите. Данный материал не является рекомендацией к покупке. Употребляйте крепкие напитки умеренно. Всем отличного настроения! Slàinte!