Мы тут поняли, что много рассказываем о своем вине — его характеристиках, достоинствах, наградах и т.д., а про людей, которые его делают, не говорим. Исправляем, вот вам новая рубрика — «Дербент Вино. Лица», в ней на первом месте будет человек. Мы покажем людей, в чьих руках рождается наше вино; людей, которые следят за его качеством; людей, благодаря которым, оно продается от Волги до Енисея. Первый герой — Исламова Анна, шампанист завода. Да, вот такой оксюморон — женщина-винодел на Северном Кавказе (об этом тоже поговорили).
- Анна, почему вы решили посвятить свою жизнь виноделию?
- Моя судьба была предрешена (смеется). Там, где я выросла было два градообразующих предприятия, одно из них — винный завод. Моя мама как раз на нем работала. На первую экскурсию туда я попала в 7 лет, и потом часто бывала. Произошла такая естественная интеграция, как будто других вариантов для меня и не существовало.
- Помните свой первый рабочий день?
- Да, как сейчас! Это было 3 сентября 2005 года. Я пришла на завод совсем юной девочкой на должность оператора. Было страшно и волнительно, я боялась подвести людей. Мне повезло, это было крупное предприятие, и я смогла получить просто бесценный опыт.
- Профессия винодела традиционно воспринимается как мужская. Какие сложности в связи с этим у вас возникали?
- Ее так воспринимают из-за особенностей условий труда — частые переработки (особенно в сезон сбора винограда, когда мы закладываем базу на весь следующий год), ненормированный рабочий день, регулярные дегустации. Раньше женщины не могли себе такое позволить, это было сложно совместить с традиционной консервативной семьей. Благо времена изменились, и сейчас мы можем выбирать любые профессии, которые нравятся. О дискриминации ничего сказать не могу, я с ней не сталкивалась. На всех предприятиях встречали положительно, воспринимали наравне с мужчинами.
- Анна, а легко ли быть женщиной-виноделом на патриархальном Северном Кавказе?
- Я считаю, что прекрасное можно создавать в любом месте. Со мной так было и в Крыму, и на Ставрополье, и здесь — в Дагестане. Важна не форма, а содержание.
- Расскажите, как вы попали в Дербентскую винодельческую компанию?
- На тот момент я уже жила в Дагестане. Увидела, что строится завод и сразу отправила резюме. Меня пригласили на собеседование, и я его успешно прошла. Горжусь тем, что работаю в компании с первого дня.
- Кто в профессии вас вдохновляет?
- Я исхожу из принципа — не сотвори себе кумира. Но меня восхищают виноделы прошлого поколения, благодаря их титаническому труду у нас есть прочная база знаний и навыков. Это были великие люди. В НИИ Магарач мне довелось вживую пообщаться с профессором Валуйко Германом Георгиевичем, он посвятил виноделию более пятидесяти лет жизни, и даже на закате дней лучился энергией и любовью к профессии.
- Анна, почему у двух виноделов из одного и того же винограда получается разное вино? В заводских условиях этот процесс очень технологичный и строго регламентированный, в чем волшебство?
- Виноделие — смесь науки и искусства. Догмы, конечно, есть, но мы можем варьировать в их пределах — подбирать разные техники, экспериментировать и т.д. Каждый винодел по-разному видит, каким будет вино на выходе. Это на уровне чувств и эмоций.
- Расскажите про свои любимые вина.
- Если разбить по категориям, получится так:
- Белое вино — Di Caspico Шардоне 2019 года.
- Красное вино — Из последнего, что пробовала - Мысхако «Черное из Черного».
- Десертное — Массандра «Мадера» 1988 года. До сих пор помню его вкус.
- Игристое — «Эндемы» брют Рислинг, причем любого года, оно всегда прекрасное.
- Вопрос как к шампанисту — появится ли у «Дербент Вино» игристое вино, созданное по классической технологии?
- Обязательно! В обозримом будущем мы планируем выпустить линейку игристых по традиционной технологии, но этому предшествует большая работа. Для нас, как для виноделов, это важный шаг и большая ответственность. Сейчас мы экспериментируем с разными сортами винограда (терруар накладывает свой отпечаток), подбираем варианты купажей, закладываем вручную пробные партии вина. Фактически возводим фундамент для будущего проекта. И очень надеемся, что в течение пары лет сможем точно ответить, когда же на полках появится наша “классика”.
- Анна, ну и заключительный вопрос — что бы вы сказали тем людям, которые до сих пор отказываются пить российские вина?
- Хочется ответить старой шуткой про кошек, что вы просто не умеете их готовить.) А если серьезно — российские вина сейчас способны удовлетворить любого потребителя. В разнообразии нет дефицита. Еще бы посоветовала участвовать в слепых дегустациях, скептиков ждет много открытий.