Российский Forbes опубликовал большой материал, посвященный судебным разбирательствам, связанным с использованием чайных земель в Краснодарском Крае. Пересказывать этот материал смысла нет, если кому интересно, прочтите сами. Замечу только, что как и во многих других сложных юридических ситуациях при дилетантском взгляде со стороны все, что происходит сейчас с действующими и заброшенными чайными плантациями под Сочи исчерпывающе описывается фразой «Все молодцы».
Ну и ремарка о возможном создании государственного чайного предприятия, присутствующая в статье, любопытная, конечно. Мне неизвестно, насколько достоверна эта информация. Но если предположить, что такие планы есть, то вызывают они противоречивые мысли. Ну потому что многие из нас неплохо помнят советский чайный проект — а некоторые даже неплохо представляют себе весь тот комплекс достоинств и недостатков, из которых он состоял.
Советский чайный проект, со всеми его безусловными достижениями, был проектом полностью государственным. Который, кроме всего прочего, на протяжении многих лет эффективно использовал пассионарность многочисленных чайных энтузиастов. И, в итоге, сыграл в истории некоторых стран, входящих в прошлом в состав Советского Союза, не только чайную, но и цивилизационную роль. При этом советский чайный проект исчерпал себя — причем еще до развала Советского Союза — в результате ошибочного позиционирования. Которое, естественно, тоже было государственным.
А в нескольких десятках километров от бывшего советского чайного проекта — в Турции — работает чайный проект, который, во-первых, тоже во многом является государственным, во-вторых, изначально был дочерним по отношению к тому же грузинскому чаю, в-третьих, работает в той же нише, в которой работал проект советский и, наконец, в-четвертых, вполне успешен и самодостаточен. И является отличным примером того, что долгосрочное стратегическое планирование, как правило недоступное частному бизнесу в условиях рискованного северного чаеводства и возможное только при участии государства, имеет смысл.
Короче говоря, все сложно. Ну и все молодцы, конечно.