Бывают оружейные системы, путь которых в войска можно определить крылатой латинской фразой "через тернии к звёздам" (Per aspera ad astra). Из иностранных примеров сразу приходит в голову французский истребитель "Рафаль". Ещё десять лет назад он считался главным "лузером" современной боевой авиации, а сейчас стал весьма и при этом очень дорого продаваемым. И кстати, очень возможно, последним из успешных истребителей чисто европейского производства. Из наших военных машин к таковым можно безусловно отнести вертолёт Ми-28НМ, чей путь до превращения в грозную боевую единицу был необыкновенно тернист и занял без малого три десятилетия.
Читайте ещё: Ми-6: "Поставки Fateh-110 начнутся уже в ноябре". Напомним, почему именно в США и на Западе так не любят эти иранские тактические ракеты.
Как и у многих первичных разработок современного российского оружия, история Ми-28 началась в начале 80-х, когда совершил полёт его первый прототип. Едва ли бы вы узнали в той экспериментальной машине современного "Ночного охотника", но и она, особенно по тем временам была необычайно маневренным и быстрым аппаратом, способным стать заменой в армейской авиации знаменитому "крокодилу" Ми-24. А это, судя по тому, что Ми-24\35 до сих пор летает и исправно делает свою работу, было достаточно непросто. Доводка первых предсерийных образцов, получивших индекс Ми-28А, заняла у милевских инженеров около четырёх лет. А потом развалился Союз, и все крупные военные проекты, в самых разных областях ВПК, неожиданно оказались предоставлены сами себе. Будущему "Ночному охотнику" ещё немного повезло, что он стал одним из "парадных" образцов техники ельцинской России. Несколько произведенных экземпляров исправно таскали по выставкам, но покупать оружие у поверженной Сверхдержавы считалось не очень хорошим тоном. Единственное, на что нашлось немного денег у наших младореформаторов, это на то, чтобы модернизировать проект до Ми-28Н и начать десятилетнюю тягомотину с производством нескольких экземпляров и прохождением госипытаний.
Читайте ещё: По следу "Посейдона". Разведка США нашла "потерянную" АПЛ "Белгород" с ядерными дронами, но легче не стало. Лодка готовится к новому походу
А потом случилось событие, которое могло подрубить судьбу "Ночного охотника", что называется, "на корню". В 2011 году на индийском тендере вертолётов, где шансы Ми-28НЭ казались почти стопроцентными, он неожиданно уступил американскому "Апачу". Уступил, в целом, по делу, ибо трудно ожидать чего-то сверхъестественного от страны, где более чем на десятилетие был нарушен современный производственный цикл. Хорошо, что звонкая индийская "оплеуха" не заставила инженеров опустить руки, а военных окончательно утратить веру в машину. Вертолёт принялись дорабатывать в духе современных веяний. Но даже после первых боёв в Сирийской операции Российской армии он всё ещё вызывал немало вопросов.
Это интересно: Почему Алжир не боится? Новый военный мегаконтракт с Россией на 12 млрд долларов поддержит отечественный ВПК на долгие годы
Первый настоящий успех к Ми-28НЭ пришёл в Ираке в 2015 году. Местные армейцы, которых гоняли по полупустыням бандиты на пикапах, ещё по старым советским связям запросили у России несколько десятков экземпляров "Ночного охотника", став его первым иностранным покупателем. Произошло это к большому неудовольствию американцев, в 2012 году фактически запретивших Ираку приобретать российское оружие, но в какой-то момент упустивших контроль над закупками иракского силового блока. Однако, стоял самый разгар войны с запрещенной ИГ, где иракская армия довольно безнадежно проигрывала. И здесь были любые средства хороши. А что "Ночной охотник" оказался хорош против бармалеев на "тачанках", отдельно отметил даже тогдашний командующий местных ВВС Анвар Хамад Амин, выразивший огромную благодарность российским друзьям за помощь в освобождении Северного Ирака от вооруженных банд "чёрных" и прочего радикального сброда.
Начиная с операции за провинцию Анбар, летом 2015, и до освобождения многострадального Мосула, Ми-28НЭ совершил тысячи вылетов, побывал во многих переделках и ни разу не был сбит, хотя всё время оказывался на переднем крае борьбы. Примерно в это же время в Сирии состоялся первый экспериментальный пуск с "Ночного охотника" "изделия 305". Запрещенным парням из "Ан-Нусры" этот эксперимент, кстати, очень не понравился.
Это забаво: Новая шпионская юмористическая сага от шведов. "Похищение века" шведских камер, для русских беспилотников. Виновные уже назначены.
Теперь, после многочисленных доработок, Ми-28НМ превратился, по признанию иностранных экспертов, в "Суперохотника" с очень внушительным главным калибром. С мест поступает все больше сведений, что они начали летать парами с Ка-52, поддерживая и дополняя друг друга. Тем самым воплотилась мечта советских инженеров, сорок лет назад предложивших идею парного использования проектов "Ми-28" и "В80" (будущие "Чёрная акула" и "Аллигатор"). Ну а как работает "изделие 305" , или ЛМУР и рассказывать лишний раз не надо. Она сама всё что угодно покажет. И их связка с "Ночным охотником" оказалась очень эффективной и своевременной.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!