Еда, на первый взгляд, явление будничное, общежитейское.
В общем-то, проза жизни, но под пером великих мастеров она превращается в истинное искусство.
Настоящим гурманами были Александр Пушкин, Николай Гоголь, Денис Фонвизин и другие виртуозы изысканного описания вкусной еды…
К примеру, Антон Чехов точно знал лучшее средство для повышения аппетита.
«Ну-с, а закусить, душа моя Григорий Саввич, тоже нужно умеючи. Надо знать, чем закусывать. Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селедка. Съели вы ее кусочек с лучком и горчичным соусом, сейчас же, благодетель мой, пока еще чувствуете в животе искры, кушайте икру саму по себе или ежели желаете, с лимончиком, потом простой редьки с солью, потом опять селедки, но всего лучше, благодетель, рыжики соленые, ежели их нарезать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом… объедение», - отрывок из рассказа «Сирена».
А ещё авторы, рассказывая о пристрастиях к еде тех или иных персонажей, зачастую подтрунивали над гастрономическими слабостями героев.
Помните
- знаменитую «осетрину с душком» в «Даме с собачкой»
- блины поджаристые, пухлые, как плечо купеческой дочки в выразительной юмореске «О бренности»
- мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярку жареную, огурец соленый и вечный слоеный сладкий пирожок в приключениях Павла Ивановича Чичикова
- И Страсбурга пирог нетленный//Меж сыром лимбургским живым//И ананасом золотым из «Евгения Онегина».
Впрочем, не только еда давно вошла в литературу – нередко о самой литературе говорят с помощью кулинарных категорий: «хороший вкус», «пища для ума», «вкусный» текст...
Предлагаю насладиться искусством «гениальных шеф-поваров слова», а также вспомнить кто и где это написал.
За каждый правильный ответ – два балла.