Найти в Дзене
Артельный Ряд

Про квас и патриотизм

Квасник с медведем. Вторая половина XIX в. Рязанская губ.
Квасник с медведем. Вторая половина XIX в. Рязанская губ.

Квас - один из самых любимых русских напитков. Но квасные напитки – давнее наследие человечества. Что-то, напоминающее квас, готовили еще в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о питье под названием «зифос»: для его получения замачивали хлебные корки и в результате брожения получался напиток, очень похожий на квас. Квас, вероятно, готовили повсюду, однако в силу природных условий и сырья он прижился именно на Руси.

Первые письменные упоминания о русском квасе относятся к IX–X вв. В летописи 996 года отмечается, что новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Но, конечно, он существовал на Руси намного раньше.

К XV веку на Руси существовало более 500 сортов этого старинного напитка: сладкий и кислый, мятный и с изюмом, густой и квас-щи, душистый и суточный, белый и окрошечный, с хреном (уральский) и боярский, ароматный и пшенный, с перцем и грушевый.

Россияне пили квас каждый день и даже наделяли его свойствами священного напитка и оберега. Девушки поливали им полки в бане во время обряда мытья перед свадьбой, а мужчины тушили пожары, вызванные ударом молнии (считалось, что справиться с ними могут только квас и молоко). Пили квас и царские особы. Например, разжалованный в шуты князь Михаил Голицын (1687–1775) был обязан подносить напиток императрице Анне Иоанновне, за что и получил прозвище «квасник».

Постепенно квас становится символом чего-то исконно русского. Возникает даже выражение "квасной патриотизм". Откуда оно взялось?
После начала войны с Наполеоном русская знать начала демонстрировать свой патриотизм. Пушкин снисходительно говорил о них:
«...гостиные наполнились патриотами: кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжег десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита, а принялся за кислые щи». В срочном порядке квасом заменили шампанское – его разливали в хрустальные бокалы и подавали на балах.

Постепенно появилась и потребность в ироническом «крылатом слове» для обозначения фальшивого, показного, официального и в то же время мелочного «русофильства». Князь Вяземский в 1827 г. клеймит его так:
«Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d'antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом».

#артельныйряд #пискунова37 #история #квас

Еда
6,93 млн интересуются