Именно Москва сделала калач популярным не только по всей стране, но и за границей.
Калач, как много в этом звуке… И действительно, это не только старейший вид белого хлеба в России. Интересные поговорки связаны с ним, а в Москве даже улицы называли в честь него. Не верите? А вот Вам!
Сказ о калачах. Откуда есть пошел калач московский.
«Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый мóлодец...»
А мóлодец этот не кто иной как Илья Муромец. Заехал он как-то на рынок, подходит к продавцам хлебушка и молвит он им сердешным: «Ребятушки, хороши у Вас булочки, вот только носить их зело неудобно. Надобно вид поменять.»
Не послушали его булочники, посмеялись только. Грусть печаль тогда одолела Илюшеньку, закручинился он, взял лом железный да подпоясался (для пущей убедительности), подошел поближе к насмешникам, со стола он сгреб три подковы размера великого, и согнул их в три колеса играючи, да и бросил на стол перед мужиками сомлевшими. И сказал он им по-доброму:
«Короче, вот Вам шаблон. Теперь булки будете такие делать, а называть их будете просто калачами. Завтра приду – проверю.»
Не посмели булочники перечить богатырю русскому, посмотрели токмо во след, да и поспешили в пекарни – тесто замешивать, чтобы к утру поспеть. Так и появились калачи в городе в Муроме, а потом и на Руси - Матушке.
(из монографии автора «Былины и Бредни, придуманные намедни» - шучу.)
Зато поговорки, что ни на есть, настоящие!
«Тертый калач».
Это человек с большим жизненный опытом. Выражение имеет одобрительный характер. Такой человек знает, что делать в непростой ситуации, его «на мякине не проведешь».
Считается, что это выражение связано с процессом изготовления калача. Для получения воздушности, приходилось хорошенько потрудиться: тесто долго вымешивали (терли) о холодную поверхность (под столешницу клали лед). На Руси говорили: «Не терт, не мят не будет и калач». В смысле, что без преодоления трудностей и невзгод не воспитается хороший человек. И в дальнейшем из поговорки родился и известный фразеологизм.
«Дойти до ручки».
Это означает дойти до крайней степени нищеты, вовсе «опуститься». Чтобы отыскать эту самую ручку надо рассмотреть строение калача.
Итак, типовой калач состоит из ручки (она же дужка или перевясло), губки и животка.
Так вот, калачи кушали, держась за ручку. И не беда, если руки грязные: ручку-то не ели, а скармливали лошадям, бросали собакам, или нищим, которые не брезговали этим «угощеньем».
«Раскатать губу».
Чтобы калач в печке, поднимаясь и покрываясь корочкой, не лопнул, перед выпечкой на нем делали надрез ножом – губу. Губу раскатывали и припудривали слегка мукой. Затем губу закатывали, а хлеб ставили в печь. А вот когда калач выпекался и немного остывал, губу можно было снова раскатать и намазать маслом.
Отсюда и пошло «раскатать губу» — то есть ждать чего-то многого (в процессе готовки: что калач намажут маслом). Ну а если надежды не оправдывались, то говорили — «Закатай губу».
«Со свиным рылом да в калашный ряд».
Процесс изготовления калачей был весьма непростым. Он требовал определенных навыков, а также специализированного оборудования: ледник, холодный стол. Да и пшеничная мука стоила не дешево. Из-за чего калач все реже пекли дома и все чаще за ними ходили в специальные «калашные ряды».
По одной из версий позволить себе калач могли только зажиточные люди, заблудших случайно бедняков сразу вычисляли и выпроваживали из «калашного ряда».
По другой версии дело связано непосредственно с торговлей. Рынок был главным местом, где продавались и покупались товары. И у каждой группы товара был свой ряд. Согласно Устава торговли смешивание товаров было запрещено, и торговцы овощами, мясом и другими продуктами не могли торговать в хлебных рядах. Вероятно, так возмущались калачники, когда к ним в ряд пристраивались торговцы другими товарами.
Кстати, есть и иные варианты «рыл»: «С суконным рылом», «С мякинным рылом», «С посконным рылом».
Но в любом из вариантов поговорка говорит о человеке, который попал туда, где ему не полагается находиться по статусу или другим причинам.
Существует более 50 разных поговорок и пословиц про калач, некоторые встречаются до сих пор:
«Его сюда калачом не заманишь»; «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи»; «Нужда научит калачи есть»; «Свернуться калачиком».
А от целого Калашного ряда в Москве остался лишь малюсенький Калашный переулок.
А помните, как Илья Муромец кинул на стол три подковы согнутые…так вот они и лежат в виде калачей на гербе древнего русского города Мурома!
Так что же это получается, граждане? А вот что: калач — это не просто хлеб, это наше наследие, которым мы по праву можем гордиться!