В комментариях были вопросы, как сейчас обстоят дела с чаевыми, ведь наличка уже не входу и прочее, в каком же положении оказались сейчас официанты, неужели нас постигнет скорбная участь работать за зарплату? И если не станет чаевых, продолжим ли мы, наглые халдеи, чья работа сводится к принеси-подай, качественно прислуживать, как всякий всего лишь обслуживающий, не более того, персонал?
Ни в коем случае. Развитие технологий никак не должно быть связано с отсутствием чаевых, а в целом, как по мне — технологии нужно ставить себе на службу, а не наоборот. А то сейчас такая ситуация, что человек не поспевает за стремительно развивающейся прислугой.
Поскольку официантам несколько чаще других приходится напрягать извилины в поисках нового способа извлечь выгоду из складывающейся коллизии, мы довольно быстро сообразили, как продолжать получать свои чаевые.
Помню времена, когда перед закрытием считали кассу, и там было, допустим для удобного счета, 95 тысяч наличными, а еще 5 — безналичная оплата, картой то есть. Касса пухла от наличности, чаевые, соответственно, всегда оставляли только и исключительно наличными, бумажными деньгами, традиционными, материальными, как их сейчас принято называть?
Год от года цифры безналичной оплаты росли стремительно: мы только успевали пошутить, что если уже сейчас сдаем ровно пополам нал и безнал, что же будет дальше, как через полгода наличность практически вышла из кассы досуха. Сейчас при выручке, допустим для удобства, сто тысяч, если хотя бы 10% из них наличные — это уже удача, наличка все равно нужна, а гости в 99% случаев рассчитываются картой.
И вот тут интересующий нас момент — как же обстоят дела с чаевыми в предлагаемых обстоятельствах?
Сейчас расскажу, но сперва процитирую стихотворение какого-то Чжуан-цзы (должно быть, китайский мудрец или типа того):
Назначение рыбной блесны — поймать рыбу,
А когда рыба поймана, блесна забыта.
Назначение слов — сообщить идеи.
Когда идеи восприняты, слова забываются.
Где мне найти человека, позабывшего слова?
Он — тот, с кем я хотел бы поговорить.
Немного затрудняюсь объяснять то, что вошло в плоть и кровь и стало естественным рефлексом, алгоритмом. По этой же причине не люблю стажировать: делаешь все молча и быстро, а если надо объяснить — долго мычишь, пытаясь вспомнить, какими словами тебя самого приучали и объясняли, пока не довели до автоматизма.
Как сказано у классика на альбоме «Вечный Жид», помолясь, начнем.
Естественно, попадались идиоты-гости, которые думали, что мы — идиоты-официанты: рассчитываясь картой, они нехудожественно хлопали по карманам, открывали-закрывали бумажник и разводили руками — дескать, что поделать, наличных-то нет, оставить вам «на чай» так хочется, так хочется, да вот нечего, сами видите.
Мы сочувственно кивали, соглашались, что наличность уходит, вообще бумага уходит, недаром Гришковец сделал целый спектакль на эту тему (очень хороший, надо сказать, спектакль, один из любимейших), а потом очень спокойно сообщали такому гостю, что можно оставить чаевые и по безналу.
Это как, удивляется гость. Это так, говорим хитрые и мудрые змеи мы. Вы же, как вы сами и сказали, хотите оставить нам «на чай»? Пожалуйста, вот терминал — оставьте любую сумму с карты, с которой вы только что рассчитывались.
Дальше дело техники: гость производит дополнительную оплату по терминалу, и это уже наши чаевые. С ними можно поступить по двум сценариям (насколько мне известно, существует только два этих способа, иных не знаю):
а) как поступают, если у персонала есть хоть немного мозгов: выравнивают кредит и забирают чаевые уже наличными (тут я рискую, ибо Дзен уже заблокировал одну мою статью, где было подробно описано, как это делается, якобы за описание противозаконных действий);
б) как поступают в большинстве заведений: в официантской программе есть особая как бы «услуга», которая так и называется - «Чаевые». Таким образом, когда гость оставляет сверх счета по безналу, он как бы оплачивает эту услугу. Это все идет по официальным чего-то там куда-то там, с налогами, % удержания, а кроме того — эта всеобщая сумма накопленных чаевых выплачивается раз в месяц, как правило — вместе с зарплатой; или как типа премия. В первом же случае официанты забирают чаевые день в день.
Сейчас нормальная ситуация, когда чаевых наличными за день может быть, условно говоря, тысяча рублей, а по безналу вдвое больше, но наличность забираешь сразу же после смены, а остальное, повторюсь, потом, потом.
Гости уже давно привыкли, и если какое-то время назад еще по инерции брали с собой в заведение сотню-две налички, чтобы нищему халдею кинуть подачку, то сейчас типичная ситуация: счет на 900 рублей, гость смотрит в чек и сразу говорит, чтоб сняли тысячу — 900 по счету и 100 сверху. Он знает, что мы сами что-то там делаем с этими цифровыми деньгами, но в итоге свое получаем.
А еще есть вариант получать чаевые от гостей, вообще минуя терминал и кассу — это когда гости просят твой личный номер карты, чтоб сразу перевести безвозмездный дар. Особенно удобно это было в одном казанском заведении, где у постоянных гостей моя карта была уже сохранена в их приложениях, и ты работал спокойно, собирая после этих гостей пустые папки с чеками, пустые — это значит, казалось бы, оставили подавальщика без чаевых, а в это время телефон сигналил, что, вот, дескать, пополнение счета произошло, а вот еще пополнение счета, а вот еще, а вот еще.