Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Как думаете, почему в этом кубке царя Алексея Михайловича — три чаши?

Нет, не для того, чтобы пить «на троих» за дружбу. И не в честь Троицы, это не церковная утварь.

Кубок тройной, фрагмент. Германия, первая половина XVII века. Экспонат Музеев Кремля, Москва
Кубок тройной, фрагмент. Германия, первая половина XVII века. Экспонат Музеев Кремля, Москва

Это серебряный кубок-«шутиха», изготовленный златокузнецами Нюрнберга и присланный каким-то из германских монархов в подарок Алексею Михайловичу, второму русскому царю из рода Романовых (правил в 1645-1676 годах). Если гостю на царском пиру предложить вина в таком бокале, он либо испугается и откажется пить, либо не испугается — и неминуемо обольётся. По-любому, будет весело.

А фокус в том, что все три чаши бокала соединяются между собой трубками. И если налить в них немного, а пить медленно — содержимое будет стекаться в ту чашу, из которой ты пьешь. Выйдешь из этой истории сухим. Алексей Михайлович любил такие штуки, и не потому, что обладал специфическим чувством юмора.

Кубок тройной, серебро, пунцирование, золочение. Высота 32 см. Германия, первая половина XVII века. Экспонат Музеев Кремля, Москва
Кубок тройной, серебро, пунцирование, золочение. Высота 32 см. Германия, первая половина XVII века. Экспонат Музеев Кремля, Москва

Царские пиры — важная часть государственного церемониала. Их проводили 20-30 раз в год, по церковным и семейным праздникам или для чествования высокопоставленных гостей. На пиру подавали до 200 блюд, а длился он до восьми часов!

Чтобы не свихнуться со скуки, надо было как-то развлекаться — да вот хотя бы шутить с посудой. В Государственном историческом музее хранится ещё один кубок-шутиха из Столовой палаты Коломенского дворца Алексея Михайловича. Сделали его на Измайловском стеклянном заводе (открыт в 1669 году) и сделали хитро.

 Кубок-«шутиха», высота 35 см, Измайловский стеклянный завод, вторая половина XVII век. Экспонат Государственного исторического музея, Москва
Кубок-«шутиха», высота 35 см, Измайловский стеклянный завод, вторая половина XVII век. Экспонат Государственного исторического музея, Москва

Пить содержимое кубка следовало из стеклянного носика, расположенного там, где чаша соединяется с ножкой сосуда. Но когда гость на пиру прикладывался к этому носику, система трубок и резервуаров в кубке начинала действовать как сифон: жидкость лилась с напором и неостановимо. Чтобы не облиться, её следовало жадно глотать, пока кубок не опустеет досуха. Вот умора-то.

На пирах в Столовой палате было много диковинной посуды. Например, кубки из страусиных яиц. Раньше считалось, что это яйца птицы феникс, а сама птица — символ воскресения и вечной жизни. Или вот кувшин, составленный из трёх раковин наутилуса в серебряной золоченой оправе с бриллиантами — с его помощью царь после жирной пищи на пиру мыл руки. Янтарные (в прямом смысле) кружки с серебряными ручками — их них пили пиво и мёд. Полюбуйтесь на эту красоту в галерее фотографий, и у вас во рту тоже станет сладко.

Еда
6,93 млн интересуются