Жизнь повернулась так, что я оказался в положении сапожника без сапог. Целыми днями я читаю о грибах, пишу о грибах и спорю о грибах на форуме; но когда меня спросили дома - а что-то грибов давно нет на столе, может, хоть шампиньонов в магазине взять? - я честно попытался вспомнить, когда последний раз был в лесу, и не вспомнил. Кажется, было жарко и мокро. Комары еще были, это точно. Сколько ж времени прошло? Неужто целая неделя? Караул!
Итак, чтобы подтвердить грибную квалификацию и заодно набрать грибов к чаю, я собрался и, терпеливо дождавшись, когда полуденный зной снизит комариную активность до абсолютного минимума, выступил в поход.
Что искать?
Уже несколько недель с уверенностью всё более громкой и неубедительной я предрекаю массовый выход желто-бурого подосиновика. Имеется в виду - глобально, как в прошлом году с подосиновиком обыкновенным, красным. Локально-то, к северу и востоку от Москвы, вспышки желто-бурого уже отмечены. Должны быть, я уверен! Но пока почему-то нет. Надо поискать еще. Должны!
А вот выход лисички предрекать не нужно - она сама себя уже проявила во множественном числе. Высыпала рыжими бусинками на буграх, да так и замерла дней на 5-10 (лисичка так умеет, это вам не рыхлый подберезовик). Интрига в том, пойдет ли она в рост или так и пропадает в карликовом состоянии.
Наконец, пресловутые "сетчато-дубовые" белые. В наших краях (да и не только в наших) первый, раннелетний слой белых - чисто кормовой. (Ну или для эстетов - фотографический.) Ну и что? Хотя бы посмотреть и пощелкать. Хотя первому слою уже как бы не поздно, а второму так уж явно рано. Но проверить стоит.
Ну и плюс сопутствующие цели.
Где искать?
Наши биотопы (восточная окраина Тульских засек) можно разделить на три типа. Первый - собственно засечный лес, точнее - его протяжные опушки. В глубине старого сонного широколиственного леса грибы искать бесполезно: двадцать шагов вглубь - и пустыня. А вот опушки - те из них, что не заросли антигрибными травами, - порой способны на сюрпризы.
Второе - бывшие совхозные поля. Зарастать березой они начали, когда это еще не было трендом - где-то в середине 80-х. Сейчас здесь нежно трепещет свежими листочками молодой березовый лес с примесью осины и ольхи; кое-где, в сырых углах, неровный березовый строй начинают подпирать хмурые ели. (С воспроизведением хвойных тут проблемы - косули, они же дикие наглые козлы, сжирают всё, что увидят.)
Наконец, грань между природным и искусственным: кое-где, когда-то очень давно, опушки Засек были засажены елями - будто конвой поставили, чтоб заповедные дубы и липы не слишком-то разбредались. Не очень-то успешно: где-то широколиственный лес мягко обтек посадки, и теперь чахлые ряды полувековых елей так и торчат, болезненно и странно, в густой тени развесистых лип. Ель - дерево стойкое, и в свои годы им не дашь больше тридцати. Но держатся. И, что особо ценно, дают жизнь грибам.
Я иду искать
Скажу сразу: по желто-бурым подосиновикам березки меня снова прокинули; причем же уже что-то начиналось, я видел, но - пусто. Лишь расквашенные подберезовики, трухлявые сыроежки и свирепые лосиные мухи отмечали мой путь сквозь полевые дебри. Не добившись своего, я направил стопы в сторону черно-зеленой стены древних Засек. А подосиновики желто-бурые, я уверен, нас еще поразят в самую пяту, просто не сегодня и не завтра.
Итак, старый лес, его опушка. Привыкли мы как-то, что триарии вступают в бой последними, а сперва надо дать шанс проявить себя молодежи... Нет, надо было сразу с козырей. Потому что на липовых опушках пошли лисички.
Вы знаете, что такое лисички в широколиственном лесу? Вам, привыкшим выковыривать желтые гвоздики из густого северного мха, здесь придется не раз удивиться. В густой траве под липами они растут совсем не так. Поход за лисичками здесь - как морская баталия в эпоху парусного флота. Долгие маневры - дни, недели, - и скоротечный боевой контакт. В поисках лисичек пройти приходится немало, но одна-две полянки - и можно возвращаться домой. Мне повезло - мешок был полон уже через сто метров. Три месторождения подряд. Бледно-рыжий джек-пот. (Все лисички тут бледные. Не белые - просто депигментированные в густой тени лип.)
А вот с белыми вышло не очень. Давным-давно разведанные грибницы сетчатых белых молчали, как сушеные рыбы, опушку захватила какая-то антигрибная трава - не знаю названия, но любого грибника при одном на нее взгляде передернет от омерзения. Ладно, кормовые сетчатые белые - невелика потеря. И я отправился дальше, в старые приопушечные елки.
Отступление таксономическое
В наших краях с широколиственными деревьями связывают отношения два вида белых грибов: обыкновенный белый гриб, дубовая форма (Boletus edulis f.quercicola) и белый гриб сетчатый (Boletus reticulatus), совершенно самостоятельный вид, тоже порой именуемый "дубовым белым". Учитывая, что они и на морду похожи, и растут в одних и тех же местах, провести между ними четкую грань очень трудно. Я честно пытался, но теперь сдаюсь.
А ведь калужане были правы! Всё перепуталось в этом году. Захожу в чахлый ельник - стоят, как застывшие в неловких позах изваяния, торчат из подстилки. Да, дубово-сетчатые белые на месте нормальных еловых, которым еще далеко не время... Стоят себе, как будто так и надо! Природа сошла с ума.
Полюбовавшись на белые (мои первые в этом году), попробовав их даже ножичком (в целом ясно), двинулся дальше - в маленький сектор сравнительно молодых елей, проверить слухи о еловых рыжиках. Увы и ах - рыжиков ни следа, зато из пышной подстилки там и сям торчат белые бульбы перелесковых шампиньонов, а кое-где поднимаются бугорками и мои любимые поганки - белопаутинники луковичные. Порой бывает очень приятно набрать, не стесняясь настороженных деревенских глаз, этих неуклюжих недопаутинников, напоминающих гротескные мухоморы, а потом зажарить в масле на ужин. Очень духоподъемно получается.
...Итак, результат. Подосиновиков нет; лисички пришли, чтоб остаться; технические белые и пищевые шампиньоны. Более чем достаточно к вечернему чаю под молодую картошечку (из супермаркета в райцентре, разумеется) - под такой ужин можно и режим чуть-чуть нарушить... Но только чуть-чуть. Чтоб никто не догадался.
Вот так вот завершился мой июнь. А вы с каким багажом вступаете в средний месяц этого дикого, но симпатичного лета?