Найти тему
Вижу красоту

Конаковский фаянс Николая Коковихина

Друзья, хочу вас познакомить с газетной статьёй – представлением на соискание Государственной премии РСФСР главного художника Конаковского фаянсового завода Николая Коковихина. Я собрал для вас упомянутые в тексте произведения. Большой блок материала посвящён трагедии Великой Отечественной Войны.

Лубов Г. Высокое признание таланта

Творческая жизнь Николая Алексеевича Коковихина на Конаковском фаянсовом заводе имени М. И. Калинина началась 25 лет тому назад, в далёком теперь уже 1961 году. Это был период, когда художественное творчество преодолевало застои, искало новые направления, новые решения, формы, темы, чтобы обеспечить мощный рывок в развитии искусства и в создании произведений, отвечающих новому этапу движения советского народа по пути к построению материально-технической и духовной базы коммунистического общества.

Партия поставила перед деятелями искусства задачу становления и повышения духовного и эстетического уровня народа. И молодой Коковихин считал как личное задание партийные указания. Он достойно принял эстафету у корифеев конаковского фаянса В. Филянской, Г. Альтермана, Н. Литвиненко.

Используя практически неограниченные технологические и производственные возможности предприятия, прошёл он трудный и светлый творческий путь от молодого специалиста, только познававшего таинственную суть фаянса и майолики, до главного художника завода, художественного руководителя, крупного деятеля советского декоративно-прикладного искусства.

Николай Коковихин. Сухарница из комплекта «Ребристый». 1980. Конаково. Диаметр 27 см. Тверская областная картинная галерея / КП-19527. Госкаталог: 9776435. Источник: goskatalog.ru
Николай Коковихин. Сухарница из комплекта «Ребристый». 1980. Конаково. Диаметр 27 см. Тверская областная картинная галерея / КП-19527. Госкаталог: 9776435. Источник: goskatalog.ru

В своём творчестве Николай Алексеевич не боялся идти трудной дорогой поиска новых, непривычных форм, на первый взгляд и несвойственных утвердившимся традициям. Он опровергает канон, казалось, неопровержимо определявший, что фаянс и майолика – это продукт пластичной глины, а посему и формы их должны быть мягкими, округлыми, тяжёлыми. Он не убоялся критических окриков и создал уже в первые годы творчества ряд произведений, в которых геометрические углы в профилях форм составляли созидательное начало. Эти произведения открывали и расширяли новое направление в развитии конаковского фаянса и майолики.

Вместе с тем, он не отрицает и широко использует пластику обоих этих материалов. Мягкая пластичность присутствует во многих его работах. Он смело комбинирует мягкую пластику с жёсткой геометрией, получая новые, неожиданные эффекты.

Николай Коковихин. Лампа настольная. 1991. Конаково. Высота 23 см. Тверская областная картинная галерея / Д-5447. Госкаталог: 10022988. Источник: goskatalog.ru
Николай Коковихин. Лампа настольная. 1991. Конаково. Высота 23 см. Тверская областная картинная галерея / Д-5447. Госкаталог: 10022988. Источник: goskatalog.ru

Умело и порой неожиданно использует он традиционные способы росписи, ищет и находит новые приёмы, применяя их в производстве.

Н. А. Коковикин – художник производства. Он не единожды подчёркивал, что «сознание заводского художника неотрывно от производства, ибо им сформировано». Художник-керамист всю свою, даже самую смелую фантазию, должен пропустить через производство. Иначе мир и сам художник не увидит своего замысла в материале.

В творчестве Коковихина тесно переплетаются, перекрещиваются произведения уникальные или, как их принято называть, выставочные, с работами, предназначенными для серийного производства. И нередко случается так, что замысел, технический или художественный приём, родившийся при создании уникального произведения, переходит со временем в серийную продукцию, принося коллективу завода высокие награды международных ярмарок и выставок.

Николай Коковихин. Сервиз столовый «Август». 1973. Конаково
Николай Коковихин. Сервиз столовый «Август». 1973. Конаково

Так случилось, например, с формами и росписью оригинального столового сервиза «Август», отмеченного в 1973 году дипломом международного конкурса керамики на родине фаянса в Италии.

Николай Коковихин. Чаша с крышкой из набора для компота «Фрукты». Конаково. Источник: bidspirit.com
Николай Коковихин. Чаша с крышкой из набора для компота «Фрукты». Конаково. Источник: bidspirit.com

Это была авангардная работа. Но, используя художественные находки «Августа», в том же году он создаёт специализированный набор посуды для компота «Фрукты». Его завод выпускал серийно и в нынешнем году, то есть спустя 13 лет после создания, на международной ярмарке в г. Брно (Чехословакия), получает за него золотую медаль. Этот факт свидетельствует о том, что творческая мысль художника намного опережает время н формирует будущие представления людей о прекрасном.

Николай Коковихин. Набор для компота «Полосатый». Конаково. Фото 803971. Фотограф Владимир Вдовин. Дата события: 01.09.1973. РИА Новости. Источник: visualrian.ru
Николай Коковихин. Набор для компота «Полосатый». Конаково. Фото 803971. Фотограф Владимир Вдовин. Дата события: 01.09.1973. РИА Новости. Источник: visualrian.ru

До сих пор ещё «современен», выпускается серийно и не потерял спроса отмеченный золотой медалью ВДНХ СССР специализированный набор для блинов «Зимний лес», правда, с упрощённой, неавторской росписью.

Много творческого времени Николай Алексеевич посвящает идеологическому воспитанию советских людей средствами своего искусства. Для этого он широко использует такие жанры фаянса и майолики, как декоративные вазы и настенные блюда.

Николай Коковихин. Блинница. 1979.Конаково. Высота 19 см. Тверская областная картинная галерея / Д-5682. Госкаталог: 12831388. Источник: goskatalog.ru
Николай Коковихин. Блинница. 1979.Конаково. Высота 19 см. Тверская областная картинная галерея / Д-5682. Госкаталог: 12831388. Источник: goskatalog.ru

Особенно близка ему тема борьбы за мир, которую он раскрывает через память о Великой Отечественной войне, через труд и отдых советских людей, через воспоминания детства.

Декоративные вазы «Знамена Победы», «Марш юных (60 лет ВЛКСМ)», «Мастера фаянса», «Снегирь», «Олимпийская», «Праздничный город» и многие другие с огромной силой отражают подвиг народа, его мирные достижения.

Автор вместе со всем народом гордится достижениями и радуется успехам. В этих произведениях Н. А. Коковихин сумел органически соединить в единое целое богатые формы и сложные росписи, весь арсенал декоративно-прикладного искусства. Лучшие из них отмечены Почётным дипломом Академии художеств СССР.

Много интересных в политическом и художественном отношениях произведений и среди декоративных блюд. В них Николай Алексеевич продолжает боевую традицию конаковского агитфаянса, зародившуюся на заре Советской власти в начале 2О-х годов.

Николай Коковихин. Декоративное блюдо «Лампочка Ильича». 1969. Конаково. Диаметр 44,3 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства /  КФС-633. Госкаталог: 7572020. Источник: goskatalog.ru
Николай Коковихин. Декоративное блюдо «Лампочка Ильича». 1969. Конаково. Диаметр 44,3 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КФС-633. Госкаталог: 7572020. Источник: goskatalog.ru

Одни названия произведений уже высвечивают их значение, актуальность и злободневность: «Лампочка Ильича» – к 100-летию со дня рождения В И. Ленина, «Дети земли» – к победам советской науки в космосе; «Блокада снята» – память войны, «Гимн матери» и «Первый шаг» – материнство.

Николай Коковихин. Декоративное блюдо «Блокада снята». 1973.Конаково. Тверская областная картинная галерея / Инв. № Д-1166. Источник: gallery.tver.ru
Николай Коковихин. Декоративное блюдо «Блокада снята». 1973.Конаково. Тверская областная картинная галерея / Инв. № Д-1166. Источник: gallery.tver.ru

Большинство декоративных произведений Николая Коковихина стали достоянием крупнейших хранилищ советскою изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Музеи и художественные галереи Москвы и Ленинграда, Харькова и Калинина, Загорска, Курска и других городов страны экспонируют шедевры конаковского фаянса, созданные им и закалённые в огне печей фаянсового завода. Над этими произведениями размышляют, любуются и гордятся ими миллионы советских людей. Через них познают душу советского народа иностранные туристы.

Если бы на каждом заводском изделии рядом с заводской маркой ставить имя автора (а почему бы такое не начать делать?), то имя «Николай Коковихин» повторялось бы на многих миллионах салатников, мисок, на прочих предметах фаянсовой посуды, бытовой и декоративной майолики, тем самым определяя и утверждая известность художника, его заслуги перед народом.

Ваза декоративная «Память Победы» («40 лет Победы»). 1985. Конаково. Высота 91 см. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова / П-469. Госкаталог: 22086148. Источник: goskatalog.ru
Ваза декоративная «Память Победы» («40 лет Победы»). 1985. Конаково. Высота 91 см. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова / П-469. Госкаталог: 22086148. Источник: goskatalog.ru

Сороковой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне заслуженный художник РСФСР Николай Алексеевич Коковихин посвятил большую серию декоративных произведений. Центральной и главной в ней стала большая – высотой около 90 сантиметров – декоративная ваза «Память Победы». Композиция вазы довольно сложна и необычна. Стилизованные колонны рейхстага. На них рельефные знамёна и надписи о Победе. В нижней части в бронзе вечной памяти фигуры солдат, выполненные по документам фото- и кинохроники времён войны. Солдаты расписываются на колоннах рейхстага. А по всему корпусу вазы эпизоды Великой Отечественной в голубом колорите воспоминаний.

Более года работал Николай Алексеевич над этим произведением. И стало оно главным его подарком к празднику Победы.

Николай Коковихин. Декоративное блюдо «Думы матери». 1984. Конаково. Диаметр 39,5 см. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова / П-468. Госкаталог: 22086136. Источник: goskatalog.ru
Николай Коковихин. Декоративное блюдо «Думы матери». 1984. Конаково. Диаметр 39,5 см. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова / П-468. Госкаталог: 22086136. Источник: goskatalog.ru

В период 1983–1986 годов им сделаны более пяти уникальных декоративных настенных блюд, в которых прослеживаются и показываются зрителю ужасы войны и радости победы: «Беженцы», «Думы матер», «Сестра милосердия», «Отец вернулся», «Встречи солдата» и «День Победы».

Эти произведения экспонировались на Всесоюзных и республиканских художественных выставках. А в нынешнем году на предсъездовском смотре творчества советских художников в Москве высокую оценку получили его декоративные блюда, посвященные строителям БАМа. На них Николай Алексеевич сделал попытку увековечить «Первый мост» и «Тоннель» — малые дела из огромной цепи подвигов строителей магистрали.

Николай Коковихин. Декоративное блюдо «Строитель». 1980.Конаково. Диаметр 30 см. Тверская областная картинная галерея / Д-7565. Госкаталог: 9299110. Источник: goskatalog.ru
Николай Коковихин. Декоративное блюдо «Строитель». 1980.Конаково. Диаметр 30 см. Тверская областная картинная галерея / Д-7565. Госкаталог: 9299110. Источник: goskatalog.ru

В своём творчестве Коковихин старается осветить важнейшие события жизни нашей страны через людей, которые их совершают, пытаясь раскрыть человеческий фактор, психологию их подвига.

И это, на мой взгляд, ему удаётся.

Николай Коковихин. Скульптура «Мишка олимпийский». 1979. Конаково. Высота 27,5 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства /  КФС-975. Госкаталог: 3144820. Источник: goskatalog.ru
Николай Коковихин. Скульптура «Мишка олимпийский». 1979. Конаково. Высота 27,5 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КФС-975. Госкаталог: 3144820. Источник: goskatalog.ru

Союз художников, членом которого Николай Алексеевич состоит уже третье десятилетие, выдвинул его декоративные произведения последних лег на соискание Государственной премии РСФСР. Это большой успех не только его самого, но и, не в меньшей степени, коллектива Конаковского фаянсового завода, его партийной организации, которые взрастили и выпестовали художника-коммуниста, дали ему возможность для материализации творческих замыслов, роста и совершенствовании таланта. // Г. Лубов

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив

Еда
6,93 млн интересуются