Немецкая армия начала Вторую Мировую войну с легкими, слабыми, но быстрыми танками.
Например, почти 40% танковых подразделений напавших 22 июня 1941 года на Советский Союз состояли из танков Pz.Kpfw.II с 20-мм пушкой и противопульной бронёй.
После столкновения с новыми советскими танками Т-34 и КВ, которые имели противоснарядное бронирование и орудия калибра 76-мм, немцы начали экстренно дорабатывать и принимать на вооружение собственный тяжелый танк с толстой бронёй и мощной пушкой.
История создания VK4501 (H) заслуживает, конечно, отдельного рассказа, но мы сразу перейдём к результату.
Через год после нападения на СССР, в 1942 году немцы приняли на вооружение тяжелобронированного монстра с зениткой в качестве главного оружия - танк Panzerkampfwagen VI Ausf.E "Tiger" или по-русски - Тигр.
Масса машины составила 57-тонн.
Лобовая броня - 100 мм.
Калибр пушки - 88 мм.
На момент создания Тигр обладал самой большой боевой мощью в мире, имея возможность уничтожать любые танки на дистанциях больше километра, а самому оставаться неуязвимым даже подъезжая к ним на 300-500 метров.
Но за мощное оружие и отличную защиту пришлось заплатить высокой нагрузкой на двигатель, трансмиссию и ходовую часть.
И вот эти элементы были самым слабым местом Тигра.
Посмотрите сами - трансмиссия, тормоза и приводы ведущих колёс находятся прямо в сварном носу Тигра.
Чтобы извлечь эти агрегаты для ремонта надо было разобрать половину танка, включая увлекательный процесс снятия башни.
С двигателем было попроще.
Его можно было достать без снятия башни.
Но настоящую "радость" немецким танкистам и механикам доставляла ходовая часть.
Немецкий танковый конструктор Генрих Книпкамп ратовал за максимальную плавность хода, танков к разработке которых имел отношение.
И почти во всех них использовалась так называемое "шахматное" расположение опорных катков.
Да, в теории оно снижало нагрузку на грунт, повышая проходимость, а увеличенное число опорных катков большого диаметра улучшало параметры стабилизации артиллерийской платформы, позволяя точно стрелять из пушки в движении.
Однако, теория штука прекрасная, но не учитывающая некоторые "нюансы" практической эксплуатации.
Так как танк вышел очень тяжёлым, ему потребовались широкие гусеницы чтобы не садиться на брюхо просто съехав с асфальта.
Но с широкими гусеницами танк не помещался на железнодорожные платформы, а если его умудрялись загнать на них, то не проходил между столбов и в тоннели, буквально свешиваясь с краёв наружу.
Поэтому Тигры штатно(!) имели два набора гусениц - широкие боевые и узкие транспортные.
А теперь интересное.
Одной из самых частых процедур в обслуживании ходовой части было снятие опорных катков.
Тонких металлических дисков, собранных в пакеты и чередующихся друг с другом.
Их ещё иногда называют "тарелочки".
В первых версиях Тигров использовалось шесть рядов опорных катков по три штуки на каждом из восьми балансиров, чередовавшихся друг с другом.
Вот, например, повреждённая ходовая танка Тигр, которая показывает нам внутреннее устройство подвески шахматного расположения (здесь только четыре ряда катков).
Теперь представьте себе замену в полевых условиях внутреннего катка шестого балансира в боевой конфигурации ходовой части.
Для того, чтобы добраться до этой "тарелочки" нужно снять внешние катки третьего, пятого и седьмого балансиров.
Затем, снять спаренные вместе внешний и средний катки четвёртой, шестой и восьмой группы.
После этого, снимаются центральные и внутренние тарелки пятой и седьмой групп.
И вот она - внутренняя тарелочка шестого балансира.
Четырнадцатая по счёту.
Меньше - никак.
А самый сложный ремонт был у внутреннего опорного катка четвёртого балансира.
Его можно было снять только пятнадцатым...
Выглядело это примерно так:
Для желающих визуально оценить "прелесть" вышесказанного есть специальная картинка, попавшаяся мне на просторах интернета.
На этой картинке штриховкой показаны те самые шестнадцать катков, которые нужно было снимать просто для погрузки танка в поезд.
Немного попроще, всё-таки все они снаружи, но тоже развлечение ещё то.
Плюс обязательная перетяжка гусениц...
А при выгрузке - давай назад.
Или, например, после проезда Тигра по глубокой грязи и ночных заморозков машина не могла утром тронуться с места, потому что её ходовая смерзалась в одну большую ледышку. И вычистить замерзшую между катками грязь было очень сложно, потому что внутрь было никак не подлезть.
Представьте себе, что вот это вот всё нужно расколупывать с утра, постаравшись не погнуть сами "тарелочки"...
Поэтому, несмотря на всю боевую мощь и хорошую защиту, у немецких танкистов Тигры вызывали очень смешанные чувства.
Слишком сильно нагруженный танк имел очень небольшой ресурс.
Несколько часов движения требовали последующего обязательного сложного обслуживания со вскрытием двигателя.
Механикам водителям запрещалось резко разгоняться или тормозить, а так же энергично поворачивать.
От высокой нагрузки Тигр мог сломаться в любой момент, причём большинство поломок требовали для устранения или подъёмные краны (ремонт трансмиссии или двигателя) или огромное количество времени на устранение повреждений ходовой.
Есть информация, что только 30% Тигров было потеряно в бою, а остальные сломались и были брошены или уничтожены при невозможности эвакуации.
Подобное поведение машины не давало танкистам уверенности в ней.
А когда к 1944 году конструктивная надёжность Тигра была немного улучшена, он уже перестал быть супероружием и стал мишенью для ИС-2 и ИСУ-122 с одной стороны и Sherman Firefly и Jumbo с другой.
Такой вот был у немцев тяжёлый великан на тоненьких "тарелочках".