История шотландского виски насчитывает более 500 лет, были в ней периоды забвения и стремительные взлёты, изобретения мирового масштаба, маркетинговые находки и разнообразные рекорды.
В середине ХIХ века впервые появляется бленд - смесь разных сортов виски, позволяющая достичь оптимального вкуса и крепости. Говорят, первым купажировать (смешивать) виски начал бывший контрабандист Джонни Уокер. Джонни открыл свой магазинчик в 1820 году в городе Килмарнок, случилось это сразу после смерти его отца, фермера из Эршира. Торговал овощами, чаем, множеством сортов односолодового виски.
Занимаясь купажированием чая - смеси различных сортов чая были очень модны в те времена, а специалисты в этом деле ценились на вес золота. Джон Уокер решил опробовать эту методику и на виски. В 1876 паду он создал купаж, который зарегистрировал как Old Highland Whisky. Позже появились фирменные квадратные бутылки Johnnie Walker, наклеенные наискось этикетки и товарный знак- шагающий человечек в красной куртке. Получив звание поставщика королевского двора, Уокер (walker в переводе с английского - пешеход) зашагал по планете, а за ним стройными рядами устремились его коллеги.
Дистиллярня Glenmorangie стала наследницей старой пивоварни, которую в 1811 году приобрел Дэвид Росс, человек, зарабатывающий сдачей земли в аренду. А в 1840 году ферму взял в аренду Уильям Мэтиссон. Заводик воспрянул духом. Мэтиссон позаботился о нем, отремонтировал и отладил оборудование, Депо было для него не новым - до своего приезда в Тейн Уильям работал на вискикурне Balbair в Эддертоне. Но в силу обстоятельств новоявленному дистиллеру пришлось закупить перегонные кубы, использовавшиеся для перегонки джина.
Они стали изюминкой вискикурни, ведь чем выше перегонные кубы, тем чище, легче полученный спирт. Старые перегонные кубы остались на своих местах, они и по сей день являются самыми высокими в Шотландии - 5,14 метра. Кроме того, дистиллярня одной из первых начала применять нагрев перегонных кубов паром вместо открытого огня. Кстати, спустя сто лет, в конце ХХ века, компания стала первопроходцем и в области выдержки: здесь провели первые опыты по довыдержке виски в бачках из-под различных вин - сотерна, портвейна, мадеры, кларета.
Нетривиальное решение глобальной и вечной проблемы укупорки бутылок виски предложила компания Teacher's. Этим решением мы пользуемся по сей день: корковой пробкой, легко открывающейся, но надежно запирающей виски в бутылке. Это решение проблемы укупорки предложил в 1913 паду Вильям Манера Бергиус, будущий управляющий директор компании Teacher's (с 1923 года). До этого момента виски укупоривалось корковыми пробками, как вина, и необходим был штопор для того, чтобы открыть бутылку. С тех пор виски Teacher's продавался под девизом "Похороните штопор". Новая идея была настолько хороша, что ее тут же взяли на вооружение и другие компании, некоторые пытались придумать что-то особенное. Так, в 1926 году White Horse предложил металлическую завинчивающуюся крышку, и эта крышка за полгода удвоила его продажу в Великобритании.
В 1897 году компания Dewar's стала заказчиком самого первого в мире рекламного ролика, снятого рекламным агентством Edison. На крыше здания на площади Геральд-сквер в Нью-Йорке транслировали ролик продолжительностью не более минуты: несколько мужчин в килтах танцевали напротив баннера, рекламирующего виски Dewar's. Весельчаки не распивали горячительное, но, судя по их танцам, успели подмять бокал-другой до того, как режиссер сказал: "Мотор". Стоит ли говорить, что первый рекламный ролик братьев Дюар явился не меньшей сенсацией, чем "Прибытие поезда" братьев Люмьер.
Это была не первая пиар-акция виски Dewar's, ведь он заслужил невиданную популярность именно благодаря тщательно продуманным и эффектным появлениям на выставках, где стенды Дюаров всегда были самыми посещаемыми. Например, в 1886 году на выставке в Бирмингеме Томасу Дюару достался стенд в самом отдаленном углу, и на него практически никто не обращал внимания. Чтобы спасти положение, неунывающий вискикур - к тому времени известный под псевдонимом Виски-Том - нанял волынщика: громогласные, протяжные звуки волынки заманивали посетителей к стенду Dewar's и заглушали жалобы завистливых конкурентов.
В 1869 году был построен и спущен на воду шотландский клипер "Кати Сарк", названный в честь быстроногой молодой ведьмы из поэмы Роберта Бернса "Том О'Шантер". На носу даже была скульптура ведьмы с протянутой рукой. Чтобы повысить ходовые качества корабля, в экстремальных ситуациях моряки вкладывали в эту руку загодя подготовленный канат из конского волоса. А уже в честь него в 1923 году был назван новый купаж виски.
Рекорды парусного клипера "Кати Сарк" были все еще на слуху английской общественности, да и легендарный шотландский дух преотлично передавался этим старинным именем, поэтому компания Berry Bros. & Rudd не долго искала легендарное имя. Еще этот виски известен типографской ошибкой при печати этикетки: шотландский художник Джеймс МакБей создал этикетку Cutty Sark такой, какой она красуется на бутылках и поныне. Только вот с цветом вышла неувязочка. МакБей предлагал кремовый фон этикетки, дабы подчеркнуть выдержку и изысканным вкус напитка. Однако в типографии произошла накладка, и этикетки получились ярко-желтыми, но зато такими эффектными, что компаньоны решили оставить все как есть.
Если понравился материал - ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Впереди ещё много интересного!
Чрезмерное употребление алкоголя может нанести серьёзный ущерб Вашему здоровью!