Основной вопрос у работников ресторанной сферы.
Работа официантом — это не про за зарплату, сюда приходят за чаевыми. Именно они составляют бОльшую часть дохода.
Если чаевых очень мало, то все очень грустят и день кажется тяжелее, чем был на самом деле. А если все наоборот: вознаграждение превосходит ожидания, то снова загораются глаза, уже было потухшие к концу дня, и даже проходит усталость в ногах.
В начале дня мы ставим план по заработкам. Не всегда, конечно, но часто он срабатывает или мы, как минимум, приближаемся к заявленной сумме. Сразу появляется настрой на работу: чтобы много заработать, нужно вложить душу в обслуживание, включить услужливость и любезность. Работается с двойной энергией. А вложенные усилия, как известно, окупаются. К счастью, в нашей работе это происходит в тот же день.
Улыбаемся. Без улыбки никуда. Искренняя и доброжелательная — творит чудеса. Она настраивает гостей на добрый лад и вызывает симпатию. Появляется чувство, что тебя здесь ждут.
Общаясь с гостем, балансируем на грани приятного внимания, но не переходящего в навязчивое обслуживание:
- называешь блюдо, которое выносишь
- при первой подаче желаешь «приятного аппетита»
- если что-то рекомендуешь, то потом узнаешь мнение гостя
- вопросами «Вам все понравилось?», «Как вам ЭТО блюдо?», «Как вам ТО блюдо?» сильно доставать не надо. Одного раза за посещение будет достаточно. Ну маааксимум два, если есть особые ситуации.
Ухаживаем за гостями:
- разливаем напитки по бокалам, шотам и прочим ёмкостям
- по возможности, эти напитки подливаем
- быстро убираем грязную посуду
- работаем над предугадыванием желаний
Что предугадываем?
Если гость допивает напиток, то предлагаем ещё.
Если видим, что ему жарко или холодно, то предлагаем включить или выключить кондиционер.
Если уронил приборы, то мгновенно поднимаем и несём новые.
Работаем быстро. Желания гостей стараемся исполнять немедленно. Ну правда же, не должны они ждать хлеб или стакан водички пятнадцать минут. Ни что так не раздражает как «плавающий» по залу официант, особенно, если что-то очень ждёшь.
Когда гость идёт на контакт, рассказываем «фишечки» и «изюминки» заведения, а так же легенды, если такие имеются.
Например, чем мы гордимся в нашем баре:
- готовим «КАК ДОМА», все вкусно как у мамы или бабушки
- продвигаем традиции русского застолья с качественными настойками
- настойки готовятся традиционным способом без су-вида, сахара и консервантов: только ягоды, фрукты, травы, которые отдают в процессе настаивания свой натуральный вкус и природную сладость
- фудпейринг — подбираем закуски к настойкам, которые помогают раскрыть вкус напитка и ощутить новые гастрономические эмоции
- не используем топинги и сиропы, только натуральные пюре для домашних лимонадов и молочных коктейлей
- есть Эноматик и Каравин для розлива дорогих вин по бокалам
- бармены знают и щедро делятся с гостями историями про алкоголь, представленный в баре
Мы искренне радуемся гостям, стараемся так помочь и угодить, чтобы они вернулись снова. Я считаю лучшей победой, когда вижу, что гости снова и снова нас выбирают, как для обедов, так и для семейных торжеств.
Что влияет на ваше решение оставлять официанту чаевые или нет, а также на их размер? Может быть тут соберётся материал на новую статью :)