Рассказывает диетолог Ольга Давыдова
Как и когда формируется пищевое поведение
Еще до рождения малыш получает питание через пуповину. А в последние две недели перед рождением его кишечник заселяют бактерии, именно поэтому часто у деток, которые родились раньше срока или путем кесарева сечения, бывает дисбактериоз.
На 5–7-м месяце, как правило, начинается прикорм. Обычно в это же время ребенок начинает садиться: это происходит не просто так, его пищеварительная система готова к новой пище. Ребенок интересуется тем, что на столе, тянется к этому, сидя в стульчике и смотря, как едят его родители. В этот же момент формируются ферменты, и толстый кишечник готов к усвоению пищи — так расширяется рацион.
С этого момента важно показывать ребенку, как обращаться с едой: например, она бывает горячая и мы на нее дуем, а бывает холодная, бывает та, которую нужно ломать вилкой или с которой нужно счищать кожуру, и так далее. Родители должны демонстрировать хороший аппетит и поддерживать здоровый интерес к еде, потому что ребенок начинает просить еду, даже требовать — в такие моменты важно пояснять, что можно, а что нельзя, и почему.
Основная мысль — в том, что ребенок формирует свое отношение к еде через родителей.
Нарушения аппетита
За любыми перегибами нужно следить — если ребенок ест мало или, наоборот, много. В подростковом возрасте это может перерасти в анорексию или компульсивное переедание. Особенно с девочками нужно быть начеку, потому что в какой-то момент они начинают следить за фигурой и считать калории. Отслеживайте, на кого в инстаграме подписан ваш ребенок, и контролируйте это.
Родители, детство которых прошло в 80-е и ранее, когда были проблемы с разнообразием еды, пытаются это компенсировать со своими детьми. Часто представители этого поколения бесконтрольно потребляют, начинают проявлять псевдозаботу, покупая детям фреши и сладости, которых в их жизни не было. Почему, например, орторексия — болезнь XXI века? Раньше ведь ее не было.
Бывает и такое, что ребенок предпочитает моноеду, то есть только что-то одно в один прием пищи, или раздельные блюда, например крупу и котлету. Выбор такой еды связан с тревожностью, а иногда даже с агрессией. Ребенка могли закормить, и он выработал тревожность. В будущем из-за этого могут возникнуть проблемы с социализацией в садике, школе, где ребенок просто не сможет поесть. В таких случаях нужно наблюдать, записывать и обращаться к специалисту.
Размеры порций
У ребенка должна быть порция на 30% меньше, чем у взрослого. И не надо беспокоиться, что он не доест. Не нужно перекармливать ребенка: увеличиваете порцию — увеличиваете желудок. Я часто вижу, как ребенку дают такую же порцию, как и взрослому, а потом еще и десерт.
Фастфуд и рациональность
Это полностью зависит от родителей. Это элементарная культура. Например, у нас с ребенком нет «Макдоналдса», но мы читаем книги про известных людей и корпорации, которые они построили. Прочитали историю — сходили попробовали «Макдоналдс», ради развития.
Если вы не успели приготовить еду, то не обязательно в срочном порядке покупать фастфуд, есть множество других здоровых альтернатив.
Конечно, в социуме не избежать газировки, наггетсов и всего остального. Дети тусуются на фуд-кортах торговых центров — это факт. Важно строить вместе с ребенком мосты, проговаривая с ним, как и что на него влияет. Можно все иллюстрировать простыми схемами, объясняя, как влияет на организм сахар, как поджелудочная вырабатывает инсулин, почему вечером нельзя пить газировку, почему нельзя натощак пить газировку.
Вы должны подавать хороший пример, в доме должна быть сваренная крупа, овощи и фрукты, что-то еще горячее. Утром — зарядка. Ребенок не хочет ее делать? Тогда сделайте вы и объясните, как это полезно.
О мере сладкого
Сахар, с точки зрения взрослого, — это сомнительное удовольствие. Но сладости и сахара, которые в них содержатся, необходимы ребенку, потому что они очень много двигаются и им надо восполнять энергию сиюминутно. У них такие быстрые углеводы усваиваются по-другому. Для нормального роста и нормального функционирования мозга ребенку необходимо есть сладкое, но определенное сладкое. В рацион можно включать то, что содержит патоку, — ириски, щербет, халву, необработанные сухофрукты.
Но ни в коем случае нельзя вознаграждать ребенка сладким и в целом держать сладкое в открытом доступе. Печенье, торты, варенье — в умеренном количестве это должно быть в рационе ребенка.
Я бы обратила внимание родителей на соки, потому что это мгновенное поступление жидкого сахара сразу в кровь, это инсулиновая бомба. Сколько сахара в стакане, например, апельсинового сока? 4–5 штук. Не должно быть и пакетированных соков. Соки нужно заменять морсами.
Игра с едой
Один из этапов знакомства ребенка с едой — игра с ней. Не нужно запрещать это делать и ругаться. Ребенок будет разбрасывать еду, размазывать ее — не нужно об этом беспокоиться. Так он ее узнает.
Общие правила формирования здоровых привычек
- Минимизировать количество сладкого. Не держите дома соки и газировку. Фрукты и овощи — это должно быть в рационе. Не хочет ребенок — сделайте салат и съешьте вместе с ребенком. Еще можно овощи нарезать и давать с белком.
- Объясняйте. Не хочет рыбу? Покажите, как ее есть и почему она важна для организма.
- Показывайте пример. Питайтесь правильно, без срывов — это будет лучшим примером для ребенка.
#ребенок дети материнство здоровье пища