Найти тему
Монтессори.Дети

Почему мы в Монтессори не любим детские игрушечные кухни и что с ними делать, если выкинуть жалко

Довольно часто можно увидеть в доме, где есть ребёнок, игрушечную кухню, а к ней в придачу — пластмассовую посудку, пластиковые фрукты, овощи и другие предметы еды. Может показаться, что для ребёнка это интересное и даже полезное занятие.

Но мы, Монтессори-педагоги, не поддерживаем эти игры «понарошку» и предпочитаем настоящую посуду, продукты и деятельность на настоящей кухне с реальным результатом. И вот почему.астоящее всегда полезней имитации.

Настоящее лучше имитации
Настоящее лучше имитации

Обучение через подражание взрослым

Дело в том, что после года, когда малыш начинает ходить и у него освобождаются обе руки, наконец-то появляется возможность делать то, что делают мама и папа, ведь он очень стремится быть похожим на нас, взрослых. И конечно, кухня — это центр притяжения, мы проводим там очень много времени.

Подсовывая ребёнку игрушечную посудку и продукты мы тем самым говорим: «Ты ещё маленький, тебе рано заниматься взрослыми делами». И ребёнок чётко понимает обман — пластиковые ножи не режут, пластиковые яблоки и тортики нельзя понюхать или откусить. Значит ли это, что папа и мама в меня не верят, что я ничего не могу? Честное отношение с нами, взрослыми, — основа доверия к миру, уверенности в себе и самооценки.

Больше информации о реальном мире

Кроме того, первые годы жизни важнейшей потребностью ребёнка является исследование реальности такой, как она есть, ведь его основная задача — это адаптация в этом мире. Для этого ему даны при рождении необыкновенные способности по приспособлению к любым физическим и культурным условиям среды. В возрасте до 6 лет работает впитывающий разум, который перерабатывает и усваивает огромное количество информации. Для ребёнка нет ничего невозможного в освоении любых знаний и навыков. И вот это богатство и гениальные возможности мы тратим на игрушечные ножи и вилки?

Кухня — это лучшее, что может быть для развития сенсорного опыта
Кухня — это лучшее, что может быть для развития сенсорного опыта

Сенсорный опыт

Наконец, для роста и развития мозгу нужна пища. А это сенсорные ощущения во всём многообразии, а также многочисленные упражнения по отработке моторных навыков. Кухня — настоящий кладезь в этом плане.

Но только настоящая: с настоящими продуктами, которые разные на ощупь, цвет, вкус и запах, и настоящими инструментами, используя которые каждодневно можно отточить крупную и мелкую моторику. А сколько физических свойств предметов можно узнать! Они сыпятся, крошатся, льются, тянутся и т. д. Разве игрушечная кухня может дать этот опыт?

Поэтому мы советуем как можно раньше (как только ребёнок начал уверенно сидеть, стоять и освободил обе руки) включать его в каждодневную деятельность на кухне. Начинать с простого — навыков самостоятельной еды и простого участия в том, что вы делаете: насыпать, налить, переложить и т. д. Только помните о безопасности и небольшом количестве того, что вы даёте ребёнку, так он точно справится, и даже последствия неудачи можно будет легко убрать.

Ну а если у вас уже есть, например, икеевская игрушечная кухня, можно попробовать её переделать под реальные возможности ребёнка, как на фото ниже.

Переделанная икеевская кухня Дуктиг: убрали варочную поверхность и поставили умывальник
Переделанная икеевская кухня Дуктиг: убрали варочную поверхность и поставили умывальник

Анастасия Кузнецова — психолог, практикующий Монтессори-педагог АМИ, консультант по вопросам воспитания и развития детей, эксперт курса «Развитие и воспитание ребёнка до 3 лет»