Интересно рассматривать жанровые и интерьерные картины. Из них можно почерпнуть столько сведений, сколько не даст ни одна книга. Какой бы толстой она не была.
Давайте рассмотрим картину Давида Тенирса Младшего, одного из наиболее значимых художников фламандской школы 17 века.
Картина написана в 1644 году. Написана она маслом на меди. Медь имеет исключительно гладкую поверхность, что позволяет живописцу изображать мельчайшие детали. Картина имеет небольшие размеры - 75х77,8 см. Но сколько интересной информации она содержит!
На картине изображена кухня. не самое престижное, конечно, место в доме. Но без нее не обойтись. Судя по размерам и по количеству продуктов, на картине изображена кухня богатого хозяина.
Искусствоведы считают, что это кухня в доме самого художника. Тем более в самом центре картине изображена жена Тенирса Анна и их сын Давид.
А Давид Тенирс был вполне зажиточным человеком. И это благодаря его удачной женитьбе в 1637 году на Анне. Анна была дочерью знаменитого художника Яна Брейгеля Старшего. Брак принёс ему солидное приданое. К тому же, художник занимал должность декана антверпенской Гильдии Святого Луки, цехового объединения художников, скульпторов и печатников.
Но вернемся на кухню и посмотрим, какие же продукты использовались для приготовления пищи в доме богатого антверпенца в середине 17 века.
Осмелюсь предположить, что на кухне идет подготовка не к каждодневному обеду, а к некоему торжеству. Ведь сразу же бросается в глаза стоящий на столе лебедь.
Блюдо торжественное, праздничное, без такого украшенного лебедя обычно не обходился ни один праздник. Правда, иногда на стол ставилась замена - так называемый "лебединый пирог", который тоже украшали перьями.
О предполагаемом большом празднике говорит и большое количество дичи и мяса, запекаемое поваром в печи.
Да и две большие бутылки с вином, охлаждаемые в тазу, предназначены для большой компании.
Остальные продукты ждут своей очереди, когда из них начнут готовить. Что же будет на пиру?
Тут и разнообразная рыба. Без нее никак. Ведь Антверпен - морской город.
Насколько я могла определить, тут и треска, и карп, и камбала, и еще какая-то мелкая рыбешка.
Ждут своей очереди и разнообразные птицы. Фазан, куропатка, соловьи.
Будет подан на стол и кролик.
А так же кто-то с копытами, что спрятался за столом.
Уже испечен хлеб.
А вот с овощами и фруктами не все так хорошо. Из фруктов на картине есть только яблоки, одно из которых и чистит хозяйка дома.
А из овощей я увидела только капусту - красную и белокочанную.
Зато художник не поленился изобразить кухонную утварь и посуду, которой пользовались в его время.
Котлы для варки, как можно увидеть, использовались медные.
Посуда, в большинстве, глиняная, без всяких украшений.
Но была в ходу и фаянсовая (а, может быть, даже фарфоровая) расписная посуда.
Но это, скорее всего, для употребления хозяевами.
Была и стеклянная посуда. И, судя по картине, вполне изысканная.
Вот мы и побывали на кухне зажиточного жителя Антверпена 17 века. Время уничтожила и эту кухню, и людей, и от продуктов ничего не осталось, а сегодняшний зритель, благодаря художнику, словно переносится в то далекое время.