Новое явление на продовольственном рынке — так называемое искусственное мясо, на самом деле не имеет никакого отношения к мясу, но пока для него не придумали даже аутентичного названия. В растительных гамбургерах и сосисках основной ингредиент имеет растительное происхождение — нут, горох, соя и т. д. Его нельзя назвать мясом, но в маркетинговых целях производители прибегают к мимикрии, чтобы откусить от мясного рынка свою долю и называют свою продукцию растительным мясом.
Семантически верным будет всё-таки название мясоподобный продукт. Андрей Дальнов руководитель аналитического центра ОАО «Группа Черкизово» так охарактеризовал феномен мясоподобных продуктов: "Это пример того, как забрендировать то, что брендированию не поддаётся".
Почему это стало возможным? Ответ на этот вопрос А. Дальнов видит в использовании двух маркетинговых мифов: первый, что эти продукты полезны для здоровья, и второй — о парниковых газах. Пользы для здоровья в них не больше, чем в натуральном мясе и в ингредиентах мясоподобного продукта. В него входят изолят белка, рапсовое масло и еще 18 ингредиентов, которые скрепляют всё это, придают ему вкус, цвет и текстуру. Второй миф также имеет под собой мало оснований, но всё выглядит (в средствах массовой информации) так, будто коровы - это гибель планеты. Они виноваты в том, что выделяют парниковый газ метан и поэтому температура на Земле всё время повышается. На самом деле их роль в глобальном потеплении сильно преувеличена. Андрей Дальнов приводит данные по структуре источников парниковых газов антропогенного происхождения: в Соединенных Штатах, где очень развито производство мяса, очень много крупного рогатого скота, среди всех антропогенных источником парниковых газов на первом месте транспорт (29%), энергетика, далее промышленность, жильё и на почётном последнем месте — сельское хозяйство с девятью процентами выбросов. Но и среди сельскохозяйственных отраслей на первом месте растениеводство во, и только за ним — животноводство.
Без этих мифов вряд ли поставщики растительного "мяса" смогли бы продать гороховые котлеты и соевые сосиски по цене в два раза выше, чем стейк из отборной говядины. А с ними - легко!
Идеальный маркетинговый ход, но серьезного влияния пока оно не окажет на мясной рынок. Согласно прогнозам Всемирной продовольственной организации, потребление мяса на планете вырастет более чем на 20 кг в пересчете на душу населения до 2028 года.