В одной из недавних публикаций здесь на канале "Заповедная магистраль" в комментариях задали вот такой вопрос, обращаясь ко всем знатокам паровозов и железнодорожного дела. А что яичницу и блины приготовленные в шуровке котла на лопате уже даже некоторые пробовали и ничего, очень даже съедобно и вкусно. Так почему бы не отведать такой экзотики как чай, заваренный кипятком прямо из паровозного котла? Но тут не все так просто. В воде для снабжение паровозов оказывается заложена целая наука. Ответ на этот же конкретный вопрос совсем простой и однозначный, но обо всём теперь по порядку. Чтобы максимально полно его раскрыть и вам мои дорогие читатели было интересно, я воспользуюсь далее трудами своего старшего товарища Алексея Борисовича Вульфова из его книги "Повседневная жизнь российских железных дорог".
Страшный враг для котла и всего паровоза
"Вода — это одна из физических стихий паровоза. Она может быть разная по степени загрязненности и жесткости. От кипения воды создается самый страшный враг котла и всего паровоза — накипь. С накипью велась нещадная борьба. Так вот, накипь берется от жесткости, а не от загрязненности. Весной вода бывает коричневая от грязи — и это ничего страшного: продуют котел, дадут из него с артиллерийским громом свеже-млечный залп — и порядок".
Однажды и мне удалось наблюдать такую можно сказать зрелищную картину продувки парового котла от шлама в Осташкове. Вот так это выглядит.
"А бывает — вода на вид прямо хрустальная, а на самом деле жесткая настолько, что через пару часов выпаривания такой воды котел от накипи тяжелеть начнет. Без химической обработки на жесткой воде котлу конец за несколько дней (и ведь были такие участки в местах с жесткими водами)".
"Машинисты паровозов всегда знали, где на участке мягкая вода, а где жесткая. Например, между Бологое и Осташковым (одна из последних в стране дорог на паровой тяге, тепловозы пришли туда только в 1976 году) посередине плеча на 56 км дистанции пути есть станция Фирово, на которой по графику паровозы должны были вставать для набора воды. Но вода на этой станции «плохая», то есть жесткая, и машинисты, чтобы не набирать воду в Фирове, шли на обман: разворачивали над тендером колонку, но воду не открывали, только делали вид, что набирают, а сами ехали дальше в Баталино и там вставали якобы для осмотра бегунка, а тем временем потихоньку набирали воду, которая в Баталине мягче".
Пока бурлит и грохочет в тендере вода из под гидроколонки, кочегар или помощник машиниста высыпает в него таблетки или уже наколотые куски брикета антинакипина. А если давали жидкий, то вливали дозу из особой ёмкости или обычного ведра. Но иногда и вовсе даже особо не заморачивались, а прямо так и кидали целые куски антинакипина в тендер. Об этом нам рассказывал ещё ветеран депо Осташков дядя Саша Новоторов.
На паровозе категорически запрещено было возить жидкий антинакипин в чайниках!
"Это иногда приводило к страшным смертельным исходам, если кто-то из бригады путал питьевой чайник с антинакипиновым. Разъедающую силу антинакипина можно определить хотя бы тем, что на огромный котел шло его на раз грамм 300–400 — так что человеку и глотка хватало для быстрой кончины… На тендерах возле водопробных краников имелась надпись: «Вода отравлена. Для питья непригодна!»
Локомотивные бригады честно признавались, что сколько раз всё же пили эту воду — и ничего… Понятное дело — антинакипин в ней сильно растворен в большом объёме воды (порядка 28 куб. м., как например на Лебедянке) и потому относительно безопасен.
Но лучше, конечно, её все-таки не пить и так не рисковать, а тем более заваривать чай. Глупости. Думаю после прочитанной подробной лекции теперь никому и в голову такое не придёт.
Лабораторные исследования воды
"Приедут в основное депо — сейчас же кочегар берёт весь внутри изъеденный техническими водами чайник, подставляет его под водопробный краник, с шипением нагоняет в него вместе с паром воду из котла и несет в деповскую лабораторию — берет пробу воды. После каждой поездки это делали. Там ставит чайник в ящичек, на котором написан номер их паровоза, или выливает взятую воду в особую колбу. В лаборатории сделают анализ, установят, в каком состоянии котел, и укажут, сколько антинакипина нужно добавлять (в разное время года — разная норма). Анализ сразу выявит, как бригада относится к паровозному котлу, продувают ли его, в каком состоянии находятся жаровые и дымогарные трубы и пароперегреватель. Слишком много антинакипина тоже добавлять нельзя, потому что он сильно разъедает котельное железо".
В тех районах, где вода бывает действительно слишком жесткая, ставили специальные водоумягчительные станции. Водоснабжением для локомотивов в былые времена ведал паровозный главк МПС (Министерство Путей сообщения), оно так и называлось — тяговое водоснабжение (не бытовое). От его налаженности на прямую зависела пропускная способность всего участка.
Вот оказывается насколько всё было непросто и сколько тонкостей только в одной составляющей для паровоза как вода.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК