Любители кофе могут возразить, но их любимому напитку удалось лишь немного пошатнуть абсолютную гегемонию чая. За чаем традиция и семантика. Его эффект тягуч и последователен, а чувство удовольствия от ароматной чашки способно задать весь день.. У большинства российских народов в чайной традиции есть масса общих черт. Чай здесь никогда не бывает пустым, и очень редко, скоротечным. Сегодня "Зеленый край" хочет рассказать вам о старорусской традиции, которая немало нам помогала в дальних наших экспедициях.
Да простят нас нелюбители Столицы, но моду на различные виды чаепития в России всегда диктовала Москва. Даже в чопорном Петербурге пили чай на московский манер и не придумали ничего лучше. Недаром москвичей где-то со злобой, а где-то и с насмешливым восхищением называли водохлебами. Употребить пару самоваров чая, со свежим печатным пряником, было для Москвы делом обычным, и даже заурядным.
Располагали к этому и обильная трапеза, и укоренившаяся привычка столичных жителей под чай решать самые насущные вопросы. Вторая, в ту пору, столица потребляла до 60% всероссийского вала ароматного напитка. Но что бы было с московским чаепитием, без пряников из Вязьмы и Городца, самоваров из Тулы и нежнопенных сладостей из Торжка и Коломны. Так что старорусская традиция, образно говоря, русская чайная церемония, складывалась почти полвека и выглядела одинаково во всех наших местах.
Считается, что моду на чай ввел Петр, хотя это неверно. Источники указывают на массовое потребление чая и в более ранние времена. Первоначально чай воспринимался в народе как лекарственный настой, но к середине 19 века вошел в массовый обиход. В те годы Россия экспортировала из Китая чая на колоссальную сумму в пять миллионов золотых рублей.
Чай из южных китайских кантонов доставлялся морем, либо ямщиками из Кяхты, по Большому Сибирскому тракту, и поначалу был удовольствием не из дешевых. Но как только в России разразился железнодорожный бум, чайный оборот неизмеримо возрос, а цены упали едва ли не на порядок. Напиток начал свое победоносное наступление. Его потребление за вторую половину 19 века возросло в 35 раз!
Центром русского чаепития, его краеугольным камнем был знаменитый самовар. К середине 19 века этот пузатый медный красавец стал непременным участником всякого русского застолья.
Самовары, или как говорили в Европе, русские чайные машины, появились на Руси в послепетровскую эпоху. Первое упоминание подобного устройства приходится на середину 18 века. Первые из них делались на демидовских заводах на Урале и лишь в конце 18 века первые самоварные мануфактуры появились в Туле.
В лучшие годы в самоварной столице Туле работало 28 крупных и средних факторий, где собирали самовары самых невероятных форм и размеров.
Вряд ли бы чай стал столь популярен на Руси, если бы он так гармонично не сочетался с многочисленными русскими сладостями. Эта вкуснейшая связка стала приговором для более традиционных в наших краях сбитней и узваров. Довольно скоро питие чая обросло массой милых семейных ритуалов и национальных привычек.
Важнейшее значение для процесса имел русский чайный стол, отливавший всеми цветами радуги. Масса сдобы, пряников, засахаренных фруктов и конфет. В семьях позажиточней к чаю полагался арбуз и корзина с фруктами. К примеру, на Кавказе такая манера сохранилась и по сей день.
У дворян и знатных особ к горячим напиткам подавали пирожные и шоколад, а простые обыватели гоняли чаи с калачами и ситным хлебом, вприкуску, откалывая куски рафинада от здоровенных сахарных голов.
Как и русская кухня, отечественный десерт был немыслим без участия русской печки. В ней пекли бублики и пряники, подсушивали белопенную пастилу и томили знаменитую гурьевскую кашу. Благодаря особому березовому жару и здоровому теплу, сласти непременно получались пышными и сдобными.
Такими, как знаменитая пастила, которую превосходно делали во Ржеве, Белеве, и, конечно же, Коломне. Взбивали её, чаще всего, женщины.
Наш чайный стол мог угодить любому, даже самому взыскательному вкусу. Заезжие иностранные купцы с восторгом отзывались о куличах и пирогах. Притчей во языцех были русские расстегаи и кулебяки и сухое варенье. Это овощи, которые вываривались в сахарном сиропе. Позже высушивались в русской печи и подавались к столу незадолго перед чаепитием. Называлось все это - заедки.
Эталонным считался вкус русского варенья, где применялись самые невероятные сочетания фруктов, овоще, и даже шишек и злаков. Но важнейшей, знаковой сладостью, конечно же, были пряники. Они хоть и не имели исконно русского происхождения, но только в России обрели такое разнообразие форм и вкусов.
Печатные фруктовые пряники пекли в Покрове и Туле, постные и изюмные – в Городце. Вяземцы добавляли в пряник розовое масло и ореховое тесто, а тверичи делали их фигурными, с необыкновенно богатым орнаментом.
Огромная конкуренция среди конфетных мануфактур, произвела на свет необыкновенное количество форм и вкусов. Конец девятнадцатого века был золотым временем для истинных сладкоежек и чаелюбов. Несмотря на появившуюся моду на кофе, московский обыватель не изменял себе, а кондитерская промышленность всячески потакала его вкусам.
Вкусы людей со временем меняются, и нынешние чайные традиции чаще всего, лишь сильно упрощенное отражение старорусской церемонии. Но едва ли чаю уготовано забвение или полное низвержение с нынешней высоты царя русского десертного стола. Его терпкий вкус, в сочетании с чем-нибудь сладеньким, помогает легче пережить долгие холода и слякоть, и дотянуть до тепла, когда на смену ему придут прохладные морсы, квасы и лимонады. Да и многие дела, как и прежде, удивительным образом отлично решаются за чашкой чая.
Подписывайтесь, ставьте вверх палец, если вам понравилось. Спасибо.