Успех любого заведения общественного питания зависит, в том числе, и от выбора местоположения. Чтобы не ошибиться в этом вопросе, нужно быть очень внимательным, не идти на компромиссы и неоправданный риск, поскольку потери могут быть огромными и приведут владельца к банкротству.
Существуют определённые параметры, на которые необходимо ориентироваться при выборе того самого заветного “рыбного” места.
В зависимости от формата заведения критерии выбора места различны. Условно, их можно разделить на две категории:
Первая из них – это места для демократичных концепций.
Вторая - это места для дорогих и модных концептов.
Здесь важно не забывать про связь: чем ниже средний чек ресторана, тем выше его зависимость от гостевого трафика рядом.
Рассмотрим параметры выбора места для размещения демократического заведения.
Для концепций типа точек стрит-фуда, предприятий быстрого обслуживания, столовых, кафе для еды на ходу характерна стратегия перехвата текущего трафика и получения выгоды от своего местоположения.
Ведь поток людей и их нахождение в выраженных зонах отдыха всегда подразумевает использование услуг общепита.
Где располагаться таким заведениям?
Пересечение больших потоков людей около метро, транспортных узлов, парки, фуд-корты, спортивные и концертные комплексы, бизнес-центры и бизнес-парки.
В случае, если у заведения есть БРЕНД, и он подкреплен надёжной маркетинговой стратегией - то у точки появляется известность, которая увеличивает трафик и конверсию заведения.
Критерии, которые важно оценить при выборе места для такой точки:
- Трафик людей в единицу времени;
Расположение и наличие выходов из метро, бизнес-центры или учреждения ( поликлиники, вузы, государственно-административные центры).
- Оценить аудиторию, проживающую в районе заведения.
- Определить, есть ли среди этой аудитории ЦЕЛЕВАЯ ( в соответствии с концептом вашей точки). Какая платежеспособность, состав работающих и случайных прохожих мимо планируемого заведения, часы пик для данного места. Важно это понимать для дальнейшего ценообразования, установления графика работы заведения, разработки мероприятий, стимулирующих спрос.
- Оценить видимость экстерьера заведения при различных погодных условиях. Не будет ли листва деревьев закрывать вывеску, не помешает ли куча снега пройти в вашу точку.
- Оценить влияние сезонного фактора. Если это парк - то выручка будет увеличиваться в летнее время, а в зимнее только при условии хорошей погоды и мероприятий.
- Оценить расположение точки относительно потока людей. Первая или вторая линия. Расположение на второй линии снижает трафик в разы.
- Оценить возможность размещения рекламных материалов: вывески, штендеров, рекламных досок. В различных районах столичных городов требования к такого рода материалам могут различаться.
- Наличие парковки и остановки для высадки-посадки пассажиров. В случае, если нет возможности остановиться или припарковаться близ вашего заведения, вы можете потерять огромное количество потенциальных гостей - водителей. Особенно, если у вас ресторан или заведение с ценами среднего и выше среднего сегмента.
- Этаж на котором предлагается помещение. Расположение заведения на первом этаже - идеально для демократических концепций.
Более высокие этажи характерны уже для дорогих ресторанных концептов с видовой панорамой.
- Большие окна - витрины и высокие потолки. Наличие витрин - уже продаёт ваше заведение. Поток людей видит, какая атмосфера в заведении. Тем более посетители любят сидеть у окна и, попивая чашечку кофе, рассматривать прохожих.
Высокие потолки позволяют заведению при небольшой площади расширить пространство, создать ощущение “воздуха”.
- Конфигурация места, где вы хотите разместить точку, должна состоять из соотношения производственной и торговых зон примерно 50/50%.
- Оцените электромощность и возможности её увеличения. Какое водоснабжение в точке и канализация.
- Наличие двух входов тоже кстати, поскольку это является требованием государственных органов и не будет смущать ваших гостей при разгрузке продуктов от поставщиков.
- Если это аренда - то важно составление долгосрочного договора, поскольку вы можете вложить деньги в ремонт, а арендодатель решит продать помещение. Не лучший вариант.
Как оценить все эти факторы?
С самого начала необходимо понять в каком районе вы хотите открыть заведение и найти само помещение. Это могут быть самостоятельные поиски, обращение к агентам по недвижимости и другим консультантам по ресторанному бизнесу.
Подготовьте список пунктов, которым должно соответствовать помещение и отправляйтесь в поиск.
Когда определились с местом, то можно перейти к разведке.
Пообщайтесь с продавцами близлежащих магазинов или кассирами уже открытых кафе. Можно под различными дружескими предлогами вывести любого человека на диалог, главное, не бояться. Про жизнь и проблемы все готовы общаться.
Можете приобрести что-то в заведении и понять проходимость по номеру чека ( это часто указывается). Мнения обычных людей, сотрудников и так далее гораздо объективнее арендодателей, которые обещают “манну небесную”.
Подкрепите разведывательный этап - наблюдением. Выделите несколько периодов в различные дни и проведите статистическое наблюдение за аудиторией в будни и в выходные.
Не забывайте доверять своей интуиции. Она часто даёт нам последний сигнал о том, что место “то самое” и надо брать.
Запомните, что неправильный выбор месторасположения заведения может привести к глобальным потерям. Такое заведение, к сожалению, дешевле будет закрыть, нежели вбухивать деньги в его развитие.