Найти тему
Записки плохого официанта

Для чего в ресторанах проводят винные тренинги для персонала

Нижеследующее не является попыткой принизить чье бы то ни было достоинство или умалить значение какой бы то ни было профессии, особенно это касается сомелье, кавистов и корпоративных тренеров.

Итак, если то или иное заведение вообще заинтересовано в том, чтобы повышать качество работы персонала, начинают, как правило, с самого простого — проведения обучения по алкоголю, дабы углубить продажи и повысить знания (я ничего не перепутал?).

Понятно, алкоголь — это весьма жирная маржа и существенная статья доходов, поэтому продавать их стараются активнее. А из алкоголя первым долгом идёт вино.

(обучение по коктейлям и крепкому алкоголю лично у меня было 1 и 0 раз в жизни соответсвенно, а на винных тренингах бывал неоднократно, с натяжкой можно сказать — нередко)

Хорошо помню, как нам впервые сообщили, что для нас организовали дегустацию, потом ее назвали мастер-классом, потом поправились и сообщили, что нас ожидает лекция, потом переименовали в тренинг... Точного общепринятого слова для обозначения этого мероприятия нет до сих пор, сам я предпочитаю именно последний вариант, а суть простая: мы, персонал, собираемся в помещении, куда подгоняют несколько бутылок вина, бокалы, воду, салфетки, лед, нарзанник и сомелье, каковой упомянутый сомелье рассказывает нам долго, вкусно, со знанием дела, потом мы пробуем и киваем.

Во время дегустации, дальше будет немного физиологии, извините, нужно втянуть вино в рот так, словно это обжигающий суп, то есть с характерным «фхлюп». Это для того, чтобы вино попало в рот вместе с кислородом, тогда вкус раскрывается полнее, частный случай аэрации.

Точно так же, кстати, дегустируют свежеобжаренный кофе, когда есть возможность найти дефекты. Когда я был на обучении у московского обжарщика, мне прямо так и сказали: «Здесь не тот момент, чтобы стесняться». И мы начали делать «фхлюп», «фхлюп», «фхлюп», быстро переходя от одного стакана с кофе к другому. Вместе это производило такую какофонию, что свиньи бы постеснялись встать рядом, чтобы на них не подумали.

Когда на дегустации вина я делаю вот такой вот «фхлюп», всегда представляю, как великий Дмитрий Анатольевич Медведев, дай ему бог здоровья, на своем винограднике дегустирует вино, а рядом появляется Владимир Путин и говорит: «Зря вы хрюкаете».

Такое в сериалах не покажут, естественно, ибо это максимально антиэстетично, некрасиво, профессионально. Да и на тренингах почти все стесняются, ибо хочется, чтобы красиво пить из красивых бокалов, говорить о непостижимо тонких вишневых нотках, а не вот это вот.

Что важно: есть такая аббревиатура, LBH — let's be honest, «давайте будем честными». Так если положить воображаемую руку на воображаемое сердце, владельцы заведений в гробу видели культурный уровень официантов в кантовском смысле, как вещь в себе. Культурный уровень в рассуждении вина имеет смысл и вес, если является средством повышения продаж, ибо всякому приятно послушать вкусные рассказы.

Одно дело, когда официант говорит:

— А вот «Гави», белое сухое, ух и вкуснятина.

Другое дело:

— А вот «Гави» — классика Италии. Есть такая фраза, Gli italiani preferiscono il rosso - “итальянцы предпочитают красное”. И действительно, в Италии при прочих равных условиях отдадут предпочтение красному вину. Но если говорить о белых, номер один — это, безусловно, Гави. Это регион Пьемонт, подножие альпийских гор, у самой границы с Францией. Почва богата минералами, что безусловно отражается во вкусе -—очень свежий, легкий, прямолинейно минеральный, с устойчивым приятным послевкусием. Вино прекрасно сбалансированно.

Напоминать должно старинное стихотворение отца великого Никиты Михалкова, дай ему бог здоровья:

— Корову продашь?
— Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!

— Да так ли! Уж выглядит больно худой!
— Не очень жирна, но хороший удой.

— А много ль корова даёт молока?
— Не выдоишь за день — устанет рука.

Грубо говоря, про каждое вино нужно рассказывать так, чтобы владелец, если окажется рядом, вырвал вино из рук гостя и убежал с криками "такая бутылка нужна самому".

Вот если на тренинге персонал обучается пресловутой “воронке продаж”, тогда конечно.

Беда в том, что все мы люди, и всем хочется рассказать о том, что нам кажется важным. И когда сомелье видит два десятка жадных до информации глаз и ушей, тут уже не до обучения тому, как продавать вино в этом конкретном заведении этим конкретным гостям. Речь идет про всякое интересное.

В каком-то смысле именно эта информация из разряда “а вот еще интересно” является продающей, безусловно, бывает и такое, потому что вообще почти весь алкоголь продается благодаря мифам вокруг него (чего стоит только соль и лайм, никогда так не пили текилу, пока предприимчивые люди не придумали ритуал, который стал тягачом продаж текилы по всему миру).

Поэтому даже когда сомелье рассказывает, как они ездили вот в это шато, а там хозяин и его сыновья, и вот они каждое утро к своему винограду пешком, и вот прямо рукой вот так вот по лозам проводят, медленно и любовно, а там ягоды с такой тугой кожурой, что чуть не лопаются от сока – даже эта информация полезна, если потом складно пересказать; когда “Кьянти” закажут :-)

P.S. Напоминаю, что продолжается конкурс, экземпляр моей книжки может выиграть любой читающий, который предложит самую интересную тему для статьи, если интересно - оставляйте комментарий под публикацией https://zen.yandex.ru/media/bad_waiter/razygryvaiu-ekzempliar-moei-pervoi-knigi-usloviia-prostye-pobedit-mojet-liuboi-5fb72b2db543ac74809abc5f

Еда
6,93 млн интересуются