Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! Если мы и вспоминаем слово "корчма", то только как более ранний аналог слова "кабак". Ну а кабак, как известно, это злачное место, куда приличному человеку заглядывать не пристало. Однако корчма не имеет отношения к кабаку. Это совершенно другое заведение. Более того, это целое общественное явление древнеславянской и древнерусской жизни. Об этом и поговорим.
Корчма как центр общественной жизни
Организация питейных домов - один из главных признаков сложившейся народной жизни. Издревле такие заведения были частью городской общины и играли в её жизни важнейшую роль.
У древних славян такие дома назывались "корчмами". Во многих славянских языках "корчма" звучит как "кормча", что значит "пища" или "корм". То есть корчмы были не просто питейными домами, но и столовыми или кафе средневековья. При их посещении выпивка и закуска были не главными. Как писал литератор и публицист И.Г. Прыжов,
"в корчмах приставы передавали народу постановления правительства, здесь судились и разбирались возникавшие между приезжими и гостями споры, и корчмы долго заменяли позднейшие ратуши и были гостиными дворами".
Иначе говоря, древнеславянская корчма являлась главным местом общественной жизни в каждом славянском городе и крупном селе. Начиная с 11 в., корчмы распространяются по всем славянским странам, включая киевских, новгородских и прибалтийских славян, болгар, сербов, чехов и поляков.
"Корчмарка" - девушка, распоряжавшаяся корчмой, - становится одним из непременных персонажей народного фольклора и относится к лучшим членам сельского мира. В корчме стоят столы и стулья. На них сидят старики, собравшиеся для беседы, певцы поют песни о старине, здесь же поблизости сидит портной, обшивающий всю округу, в обязательном порядке присутствует поп и дьячки. В корчме торгуют всем, что нужно для жизни, включая вино, квас, пиво и мёд. Пьянство в корчме не приветствуется. У западных славян корчма постепенно перерастает в центр не только общественной, но и финансовой и юридической жизни.
В Киеве, Новгороде, Пскове, Смоленске с их плотным населением и развитой торговлей без корчмы с её потенциалом прожить уже невозможно. А вот на северо-востоке Руси, в отличие от славянского юга и юго-запада, "корчма не имела никакого значения". Такие города как Суздаль, Владимир и Москва никогда не знали подобных учреждений.
Демонизация корчмы
В 14-15 вв. в русских землях усиливается власть князей, и они начинают гонения на вольные корчмы. Князей привлекает огромный доход, которым общественная корчма делится с городским бюджетом, и который они хотят присвоить себе. Возникают княжеские корчмы, создание которых преследует чисто корыстные цели. Звание "корчемника" становится преступным. За подобное занятие отлучают от церкви.
В Московской царстве начинается искоренение корчемного дела, длившееся 300 лет. Корчмы заменялись царскими кабаками. Однажды Ордин-Нащокин разрешил в Пскове вернуть вместо кабаков вольные корчмы, и вскоре из Пскова писали:
"Что были кабацкие избы, где всякое бесчиние и смрад были, а ныне в тех избах всякого благолепия исполнено" (Цит. по: Прыжов И.Г. История нищенства...).
Кабак набирает убийственную силу
При Иване Грозном в Москве на Балчуге был построен особый дом для обслуживания опричников. Его назвали татарским словом "кабак". Это было единственное заведение Московской Руси, где его эксклюзивные посетители могли "выкушать" водки.
Очень скоро царёвы кабаки распространяются по всей московской земле, а сама московская земля вбирает в себя Псков, Смоленск, Новгород и Киев, то есть безраздельную вотчину корчмы. Народ привыкает к новому типу увеселений, но ропщет. Кабаки манят толпу и вызывают отторжение. В 1651 г., видя, что "название кабака сделалось подло и бесчестно", царёвы кабаки переименовываются в "кружечные дворы". В ответ народ презрительно переименовывает их в "кружало".
Думается, что теперь довольно просто ответить на вопрос, поставленный в названии статьи. Но пусть каждый из вас сделает это самостоятельно.