Россия омывается двенадцатью морями, в которых ежегодно вылавливается от 3 до 5 миллионов тонн рыбы. Несмотря на это, далеко не каждый россиянин может себе позволить регулярно есть морепродукты. Почти половина всего улова отправляется не в наши холодильники, а за границу. Почему же так происходит?
Кто покупает российскую рыбу
Еще с советских времён Россия считается одним из лидеров по добыче рыбы и морепродуктов. И это неудивительно, ведь в нашей стране целых пять промысловых бассейнов: Дальневосточный, Северный, Волжско-Каспийский, Азово-Черноморский, Западный. В первых двух вылавливается наибольшее количество рыбы: около 3 млн тонн в Дальневосточном и примерно 500 тысяч тонн в Северном.
Однако половина всего улова “уплывает” за рубеж: в страны Европы в большинстве своем из северных морей, в Китай и Корею - из Тихого океана. Главными покупателями российской рыбы являются Китай, Южная Корея и Нидерланды.
В 2019 году из 4,92 млн.тонн рыбы было экспортировано 2,100 млн.тонн (из них более 60% - в Китай). По данным Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, в 2019 году экспорт морепродуктов вырос на 13%.
Почему рыбакам выгоднее продавать рыбу за рубеж?
Можно выделить четыре основные причины, по которым львиная доля российской рыбы идет на экспорт:
1. Круги ада в виде бесконечных проверок
Пограничные, таможенные, ветеринарные - все эти службы ожидают рыбаков с уловом на берегу. Более того, не так страшны проверки, как время, которое они отнимают: рыба может проверяться до нескольких недель. Помимо времени, рыбаки теряют еще и деньги, ведь им самостоятельно приходится платить за хранение рыбы в порту и за саму проверку.
В западных странах с развитой рыбной промышленностью проверяют районы промысла, а не каждый улов. Это упрощает жизнь рыбакам, которые могут продавать рыбу прямо с судна.
2. Платежеспособность населения
Из-за падения рубля рыба подорожала: минтай, которым еще в СССР кормили кошек, стоит 5-10 долларов за килограмм. Такие цены кусаются и не привлекают российских граждан, а за рубежом люди без проблем могут купить морепродукты по такой цене. Поэтому рыболовные компании не снижают стоимость, ведь если рыбу не купят в России, ее купят на Западе и в Азии.
3. Проблемы транспортировки
Дураки и дороги - главная проблема нашей страны, о которой писал ещё Гоголь. Если первую мы опустим, то вторая так и остается неизменной. Как правило, с Дальнего Востока до европейской части России рыба доставляется 2-3 недели. Более того, для этого необходим высокотехнологичный транспорт, которого в России не хватает, а цены на перевозку с каждым годом растут.
При экспорте за границу таких проблем не возникает, поэтому рыбаки предпочитают продавать рыбу другим странам, которые готовы сами платить за транспортировку.
4. Слабая поддержка от государства
Российское рыболовство не получает должной поддержки от государства: дотации и помощь в закрытии кредитов - единичные случаи, поэтому рыбакам приходится за свой счет содержать и модернизировать изношенный флот. Помимо этого, в стране не хватает рыбоперерабатывающих предприятий: рыбу просто некуда везти. Поэтому морепродукты и отправляются в тот же Китай, откуда, как бы парадоксально это ни звучало, возвращаются на Родину в виде глубокой переработки.
Что же делать?
Из-за разрыва цепочки “добыча-переработка-продажа” цена рыбы в России не такая доступная, как могла бы быть. Однако эксперты уверены, что на отечественном рынке вполне возможно появление свежей и дешевой рыбы. Для этого необходимо:
- Законодательно ограничить экспорт морепродуктов: это станет толчком для развития предприятий по переработке рыбы
- Увеличить квоты предприятиям, которые нацелены на российский рынок, чтобы подстегнуть в них желание продавать морепродукты внутри страны
>> FisH2O.ru : Учим разбираться в рыбе, не давать себя обманывать, выбирать и готовить! <<