Существует, пожалуй, только один неароматизированный купаж чая, который можно сравнить по известности с описанным ранее Английским завтраком. Это Lipton Yellow Label.
История этого купажа начинается в 1890 году, когда компания Томаса Липтона (тогда еще реального человека, а не бренда) выпустила на рынок чай в упаковке желто-красного цвета. Эта упаковка, кстати, очень сильно отличалась от тех пачек желтого цвета, что сейчас стоят на полках магазинов. И выглядела, возможно, примерно вот так (банка на картинке родом из 1920-х).
Обратите внимание, что на упаковке активно и с видимым удовольствием используется слово Blend. В те времена купажирование чая было уже не новой, но еще прогрессивной фишкой, которой с удовольствием хвастались. Марка хранит традиции — и слово Blend и сейчас красуется на пачке, правда написано уже не такими большими буквами. Такое почтение к традициям вполне объяснимо — Томас Липтон к развитию и популяризации купажирования имеет самое непосредственное отношение.
Романтические легенды гласят, что в славные старые времена купажи чая оптимизировались исключительно по вкусу (сотрем скептические ухмылки — такая оптимизация и тогда случалась, и сейчас случается). Ну то есть при составлении купажей их старались сделать не дешевле, а вкуснее. Мало того, с именем Липтона связывают обычно и появление на рынке купажей чая, предназначенных для продажи в конкретных областях Англии и адаптированных к завариванию в наиболее распространенной в этих местностях воде — это очень красиво, на самом деле.
Так это или иначе, но желтые-красные упаковки завоевали рынок и стали флагманом марки. К настоящему времени бренд Lipton Yellow Label (принадлежащий уже не одноименной компании, а концерну Unilever) зарегистрирован примерно в 150 странах мира, прекрасно известен практически всем по телевизионной рекламе и стал символом чая базового качества с возможностью как позитивного, так и негативного восприятия этого понятия. И, кстати, часто подделывается, в том числе и в Китае.
Состав купажа Lipton Yellow Label на разглашается, обычно в описаниях указывается, что в него входит около 20 различных чаев. С большой степенью вероятности потребительские характеристики купажа не являются стабильными и зависят, например, от конкретного рынка. Это нормальная практика для крупных компаний — адаптировать продукт под предпочтения потребителей конкретных потребителей.
Ну так вот. Если когда-то Липтон оптимизировал купажи под конкретные регионы Англии, то сейчас Lipton Yellow Label оптимизирован вообще под весь белый свет и выдает усредненные (во всех смыслах) характеристики, почти независимо от условий заваривания. Это очень технологично, такую стабильность удобно продавать, но шедевром Lipton Yellow Label, конечно, не является.
Это простой и непритязательный чай, в который можно смело добавлять молоко, сахар и лимон в любых разумных сочетаниях. Это почти всегда пакетированный чай (хотя бывают и листовые варианты) — и такой формат очень точно указывает наиболее удачную локацию для употребления Lipton Yellow Label.
Это, конечно, офис. Lipton Yellow Label — это прекрасный чай-запивалка, к нему можно подавать любые закуски и сам он, как уже было сказано выше, прекрасно принимает любые добавки. И в этом смысле Lipton Yellow Label забавно сближается с Английским завтраком. Английский завтрак можно воспринимать как оптимальный массовый утренний чай, а Lipton Yellow Label — как оптимальный массовый чай рабочего дня.
Осталось осмотреться и найти удачный массовый вечерний купаж. Это будет непросто, кстати.