Как вернуть горожан к воде при помощи архитектуры и благоустройства.
Бюро OKRA специализируется на развитии общественных пространств и курирует разработку проектов прибрежных территорий для 22 российских городов, в том числе для Болотной набережной в Москве, в рамках совместного федерального проекта КБ «Стрелка» и АИЖК. Strelka Magazine попросил команду OKRA — Будевейна Алмекиндерса, Джулиану Сибилию и Нефели Каланци — выбрать пять лучших набережных, которые, по их мнению, могут служить примером для подражания.
Что важно при разработке общественного пространства
История места формирует его идентичность: например, если город располагается рядом с рекой, то вода становится естественным символом, который можно разными способами задействовать в общественных пространствах. Именно поэтому, прежде чем приступить к проекту, стоит изучить, в какой исторический контекст он будет помещён.
Климат. Для создания комфортного пространства необходимо создавать искусственные укрытия от прибрежных ветров и жаркого солнца или наоборот — освободить пространства от излишней тени.
Доступность. Место должно быть открыто наибольшему количеству людей, но при этом не стоит разрушать естественный ландшафт местности.
Масштабируемость. Общественное пространство должно учитывать возможности будущего развития. Например, если построить на набережной баскетбольную площадку, не предусматривающую альтернативного использования, то это будет неэффективным использованием места. Заполнить пространство — не значит занять его навсегда.
DOMPLAIN
Где: Утрехт, Нидерланды
Преимущества: актуализация истории места
Кто спроектировал: OKRA
Год открытия: 2010
Нашей задачей было обозначить нечто скрытое на этой территории. История Утрехта началась с римского поселения, и под землёй здесь кроются остатки римского кастеллума. Археологи настаивали, что раз подземный объект сохранился в хорошем состоянии, то лучше его не трогать. Теперь же после квартальной застройки ни о каких раскопках речи быть не может. В том месте, где дорога проходит над погребённой стеной, мы установили плиту из кортеновской стали, демонстрирующую посетителю, что он входит на территорию бывшего кастеллума.
Это очень действенный приём, обращённый к историческому прошлому. Иногда для того, чтобы рассказать что-то горожанам, не обязательно ставить таблички с подписями. Мы бы предпочли вообще избежать подобных пояснений, поскольку это позволит прохожим самим находить детали, формирующие задуманный образ места. Проходя мимо, они вдруг внезапно заметят нашу плиту и задумаются: «Ой, а здесь же на самом деле...» Излишняя прямота ограничивает простор для интерпретации.
HAFENCITY
Где: Гамбург, Германия
Преимущества: экоэффективность, интегрированный подход
Кто спроектировал: ASTOC
Год открытия: 2001
HafenCity расположен в районе бывшего порта Гамбурга, где с водой граничит промышленная территория. Сделать эти зоны более привлекательными значило ослабить влияние промышленности. Как правило, производственные объекты скрывают огромный потенциал: например, старые здания можно нагрузить новым функционалом и обеспечить их дальнейшее развитие за счёт устройства там культурных центров. С подобной задачей мы столкнулись по меньшей мере в половине городов, в которых работали.
Гамбургский HafenCity — это место, где смешалось много объектов, поэтому дизайн здесь предельно осторожный. Этот район — отличный пример того, как совместными усилиями приглашённых архитекторов и дизайнеров было создано пространство, где нашлось место и жилым домам, и ретейлу, и ещё целому набору функций. Это называется интегрированный подход: в HafenCity удалось и сделать популярное общественное пространство, наполненное разными функциями, и решить климатические проблемы — на территории продуманы меры по предотвращению наводнений. Высокая степень экоэффективности — ещё одно преимущество HafenCity.
MAREMAGNUM
Где: Барселона, Испания
Преимущества: сочетание промышленных и культурных функций
Кто спроектировал: L35
Дата открытия: 2012
Когда-то побережье Барселоны было усеяно пристанями, но их решили вынести за пределы городского центра. При этом горожане по-прежнему пользуются причалами, так что береговая линия перегружена курсирующими лодками. Чтобы реорганизовать жизнь у моря, было решено провести редевелопмент большого промышленного помещения, которое теперь превратилось в торговый комплекс Maremagnum. Комплексу удалось стать не только функционирующим элементом города, но и площадкой для общественных и культурных событий, включающей рестораны, магазины и множество развлечений. А обширная территория вокруг позволяет проводить крупные мероприятия вроде музыкальных фестивалей.
QUEEN ELIZABETH OLYMPIC PARK
Где: Лондон, Великобритания
Преимущества: восстановление экологии
Кто спроектировал: Aecom, landscape architects LDA Design and Hargreaves Associates
Дата открытия: 2012
Общественные пространства часто могут стать решением и экологических задач. В Лондоне предпринимались многочисленные попытки преобразить загрязнённые промышленные зоны, расположенные вдоль Темзы. В качестве примера можно назвать Queen Elizabeth Olympic Park, который стал не просто местом для прогулок лондонцев, но и долгосрочным экологическим проектом. На его месте располагалась промышленная зона с загрязнённой почвой и воздухом. Архитекторы использовали безуглеродные и водосберегающие технологии и вернули землю к приемлемому для использования людьми состоянию.
MADRID RIO
Где: Мадрид, Испания
Преимущества: переход от транспортной зоны к пешеходной
Кто спроектировал: WEST8
Дата открытия: 2011
История мадридского проекта берёт начало в 1970-е годы, в эпоху интенсивной автомобилизации Испании, когда по всей стране активно возводились дороги и шоссе. С наступлением 2000-х правительство занялось их реконструкцией, и шоссе М30 было включено в государственную программу. Конечная версия дизайна предполагала создание зелёных зон и расширенного пространства для пешеходов. Парк RIO — пример того, как плохо приспособленное для социального использования пространство стало популярной общественной зоной, в которой появились и парк, и подземная парковка, и сад с фруктовыми деревьями.
Подписывайтесь на Strelka Magazine в ВКонтакте, Facebook, Telegram