Очень часто приходится отвечать на вопросы о качестве молотых специй. И обычно они звучат примерно так: «а вдруг там кирпич натёртый вместо красного перца» или «да там пыль небось в чёрный перец подмешана». Это не выдумка — так действительно думают и говорят огромное количество людей.
Специи таким образом не подделывают, потому что это совершенно бессмысленно. В конечной стоимости продукта себестоимость специй играет мизерную роль. Основная «накрутка» — это упаковка, хранение, доставка, зарплата продавца и других сотрудников. Подделывая специи таким образом выгода будет ничтожной, да и то на первых порах, пока репутация не рухнет.
Конечно, дыма без огня не бывает, и действительно встречаются порошки со слабым запахом, которые называют специями. Но тут речь не о подделке как таковой — а просто о качестве. Юридически это действительно будет «чёрный перец», и документы все будут, а то что не пахнет — это уже не обман как таковой. Ну вот такой вот перец, что ж поделать.
На самом деле столкнуться в рознице с такими выдохшимися специями очень непросто. Обычно их сливают крупными партиями на низкопробные пищевые производства с откатами нужным людям — и риска никакого, и намного быстрее чем в розницу раскидывать. Да и предприятия часто не прочь удешевить продукцию, намеренно запрашивая у поставщиков самый дешёвый, низкосортный вариант специй.
Дело в том, что у специй редко бывает чёткое деление по сортам. Хорошие предприятия требуют сертификат качества, а хорошие производители проводят анализы и выдают документы с указанием содержания ароматических веществ, вредных примесей и т. д. для каждой партии. Но в большинстве случаев пищевикам достаточно, чтобы в документе указывалось лишь название специи, а качество не важно — главное чтоб подешевле.
То есть некачественные специи в угоду пищепрому действительно широко представлены на рынке, но именно в b2b-секторе. На прилавки магазинов в подавляющем большинстве случаев попадает всё же качественная продукция. Иначе из-за копеечной экономии пострадает репутация — оно того не стоит. Исключения бывают, но такие продавцы долго не работают.
Ещё реже встречается более изощрённый метод обмана — это обработка низкосортных специй искусственными ароматизаторами. Это действительно бывает очень редко, да и нормальные поставщики такими вещами не занимаются. Речь идёт о неких залётных бизнесменах, выкидывающих на рынок партии этого фальсификата.
Несколько раз приходили предложения продавать ароматизированный шрот чёрного перца под видом нормальной пряности. Прям с презентациями, экономическим обоснованием и уверениями, что по запаху никто не догадается. Иметь с этим дело себе дороже, даже если никаких принципов нет. Но раз год за годом предложения поступают, наверное и спрос есть, но скорее всего это тоже на производство спихивается.
Только один раз довелось столкнуться с подобным фальсификатом воочию, и это была корица в палочках. Как-то раз привезли образцы со словами «есть партия корицы, но она какая-то странная, и предыдущий клиент отказался забирать». Странность состояла в том, что от корицы, совершенно обычной на вид, дико пахло ароматизатором с нотками ацетона. На корицу это было похоже не более, чем ароматизатор воздуха «морской бриз» на морской бриз.
Ещё раз повторюсь — такие случаи очень редкие, нарваться на специи ужасного качества или на подделку очень сложно. Любой продавец специй или производитель специй в мелкой фасовке чрезвычайно дорожит репутацией, ведь конкуренция сегодня невероятно высокая. Так что опасаться фальсификаций не имеет особого смысла.